Сайт: МуКроп >> |
Каждой пьесе присвоен уровень сложности, который может быть
|
Что играем - Тема и импровизация для трёх гитар
и ударных
Уровень сложности - начальный
Вашему вниманию предлагается базовая тема рок-н-ролла и блюза "Boogie-Woogie", а также импровизация на эту тему. Именно с этой темы начинали и начинают свой путь в мир рок-музыки гитаристы разных стран и народов. Тема "Boogie" лежит в основе множества песен и инструментальных пьес, не ведать о ней просто неприлично для электрического гитариста. Пьеса весьма полезна в учебном плане. Освоив её, вы будете ясно представлять суть ритма "свинг", принцип игры в позициях на грифе, получите представление об импровизации.
Извините, обозначенный ниже материал готовится! |
Что играем - Оригинальная инструментальная пьеса
для трёх гитар и ударных
Уровень сложности - начальный
Была когда-то классная английская группа "The Shadows" - три гитары и ударные. Играла она, главным образом, музыку инструментальную, которую сейчас практически не слышно, а в своё время она часто проникала в верхние строчки хит-парадов. Предлагаемая вашему вниманию пьеса "Bombay Duck" не была суперхитом, но есть в ней нечто заводное и привораживающее, несущее привычный нашим традициям минорный дух, но в очень оригинальном варианте.
Список пьес для ансамблей будет продолжен, следите за обновлениями нашего сайта! |
Размышляя над тем, что интересного можно предложить не слишком крутым электрическим гитаристам и басистам, я решил не озадачивать вас в очередной раз гаммами в боксах, отвлечёнными упражнениями или разными трюками, хотя всё это важно и полезно. Полагаю, есть немалый смысл и интерес в том, чтобы поиграть реальную музыку, аранжированную для ансамбля гитар, с целью отработки основных технических приёмов, просто для своего удовольствия и попутного освоения стилистических особенностей исполняемой музыки.
Предлагаемые вашему вниманию инструментальные пьесы и песни для гитарных групп и ансамблей рассчитаны, в первую очередь, на тех, кто уже имеет некоторые навыки игры, но желает разностороннего совершенствования или просто хочет поиграть нечто новенькое. Новички, не представляющие сути игры в группе, найдут здесь ответы на свои многочисленные вопросы и разрешат сомнения без чрезмерного головного напряжения.
Исполнять партии соло-гитары, ритм-гитары и бас-гитары имеет смысл не только на электрогитаре, но и на вестерне или даже на классической гитаре. Это важно для тех, кто желает приобрести электрогитару, играя пока на акустической, но не представляет, что и как на электрогитаре играют. Особенно важен подобный подход для потенциальных басистов, мечтающих о бас-гитаре. Попробуйте исполнить басовые партии на вашей акустической гитаре. Разумеется, это не одно и то же, но ясное представление о сути игры на бас-гитаре вы получите.
Встречаются ребята, которые, не имея практически никакого гитарного опыта, сразу хотят учиться игре на электрогитаре или бас-гитаре, но даже приблизительно не представляют, в чём суть этой игры. По поводу игры на электрогитаре и бас-гитаре и в Интернете, и в нотных магазинах можно найти немало информации, но она в основном посвящена самим гитарам, всяческой электронной оснастке и индивидуальной игре. Вопросам ансамблевой игры уделяется существенно меньше внимания, что немного странно, так как электрогитара и бас-гитара - это, по сути, ансамблевые инструменты, и покупают их, как правило, с намерением играть в группе.
Особенно это касается бас-гитары, предназначенной для исполнения басовых партий, которые сами по себе, то есть вне группы, воспринимаются как "не очень понятные упражнения". Конечно, встречаются электрогитаристы одиночники, которые играют дома для себя и не ищут никаких групп, но и в этом случае ансамблевая суть инструмента сохраняется. Играть одному одноголосную мелодию или соло, или аккордовый ритм не очень интересно, увлекательнее играть с аудио или MIDI записью, или с другим гитаристом, а это, опять же, ансамбль.
Некоторые маститые электрогитаристы говорят, что школа игры на электрогитаре у нас в России пока толком не сложилась, каждый учится, как может. Но это совсем не значит, что до всего нужно самому доходить, толкового и признанного материала немало. На мой взгляд, если говорить об основах игры, то игра на электрогитаре соответствует основам игры на классической гитаре. Скажем, первый раздел "Одноголосие" (по-английски "Single String") практически одинаков, разница лишь в способе извлечения звука: пальцы правой руки - на классической гитаре, медиатор - на электрогитаре. Что касается левой руки, то её работа имеет лишь некоторую специфику для электрогитары, но, как и в классике, основной её "хлеб" - гаммы и упражнения, чего начинающие явно не ожидают. Посмотрите любое пособие по электрогитаре и убедитесь - сплошные гаммы и упражнения.
Далее в классической школе следует двухголосие, из которого на электрогитаре осваивают в основном параллельное: одновременное извлечение звука на двух соседних струнах. В аккордовой игре задача сводится, прежде всего, к освоению боя и арпеджио (простые переборы), другие виды аккордовой игры довольно сложны для медиаторной техники, да и большой нужды для начинающего в них нет. Таким образом, если вы имеете опыт пальцевой игры на акустической гитаре, то для электрогитары это весьма ценно и не требует принципиального переучивания.
Мировая музыкальная мысль уже давно и весьма успешно справилась с задачей чёткой записи на бумаге музыки, которую должен исполнять ансамбль или оркестр. Аналогично тому, как автор театральной пьесы расписывает каждому актёру роль, автор музыки для ансамбля пишет партитуру, состоящую из партий для каждого отдельного инструмента. В отличие от театральной пьесы, где актёры говорят по очереди, музыканты ансамбля играют не просто одновременно, а строго синхронно по ритму. В качестве синхронизирующих импульсов времени выступает строго равномерный периодический тактовый счёт, скорость которого измеряется количеством отсчётов (ударов метронома) в минуту.
Поясним понятие "партитура" демонстрационным фрагментом.
Демонстрационный фрагмент стандартной партитуры для
гитарного ансамбля |
Стандартная партитура для ансамбля гитар состоит из следующих партий: соло-гитара (Lead Guitar), ритм-гитара (Rhythm Guitar), бас-гитара (Bass Guitar), ударные (Drums) и синтезатор (Synthesizer). Наш фрагмент выглядит несколько разношёрстно, но это сделано специально для того, чтобы разъяснить некоторые важные моменты. Партия соло-гитары представлена в виде табулатуры с нотной записью ритма, а партия бас-гитары приведена в виде "голой", то есть безритмовой табулатуры. Партии остальных инструментов написаны стандартным нотным письмом. Как видим, и ударник может по нотам играть.
Под партией ударных подписан единый для всех инструментов периодический тактовый счёт, который в музыке называется метром, в смысле измерения музыкального времени. Именно тактовые отсчёты являются синхронизирующими метками времени. В самом начале пьесы указано, что тактовый счёт необходимо вести со скоростью 123 отсчёта (удара) в минуту, что вполне по силам чётко отстукивать музыкальному приборчику в виде башенки с маятником - это и есть механический метроном. Практически каждая музыкальная компьютерная программа, проигрывающая MIDI файлы, имеет встроенный метроном. Командная фраза "Click while playing" означает: воспроизводить удары метронома при проигрывании файла.
Таким образом, на каждый и единый для всех отсчёт каждый музыкант ансамбля должен сыграть то, что указано в его партии. Например, на счёт "1" первого такта ударник должен сделать один удар по бочке и два одинаковых по времени удара по хэту, а синтезатор только начинает исполнять две ноты, которые будут гудеть и далее. Ритм-гитара извлекает аккорд из трёх нот, но только на вторую половину отсчёта, а гитара соло на ту же вторую половину отсчёта извлекает две одинаковые по времени ноты. Именно так должны играть музыканты ансамбля, о чём чётко говорит нотная система записи музыкального ритма, которая присутствует во всех партиях, кроме баса. Да, сами басовые звуки указаны, но нет для них точной ритмической информации. В таком случае выход всегда один - надо предварительно внимательно прослушивать музыку и строго вникать в свою партию, чтобы затем её чётко исполнить по памяти, иначе будем "лепить", как придётся, а музыка этого не любит.
Предвижу разочарование многих любителей гитары по поводу того, что "нотная система записи музыкального ритма содержит всю необходимую ритмическую информацию". Содержит, но не всякий её прочитать может. Да, эта система несколько замысловата, основана на довольно абстрактных математических положениях... Спокойно, товарищи! Нотная система записи музыкального ритма была изобретена несколько сот лет назад. Так неужели нынешний, сильно продвинутый, информационно-компьютерный человек не сможет постичь хотя бы её суть? Вполне сможет, если лень не помешает, больше винить некого, кроме учителей.
Каждому отдельному музыканту ансамбля нет необходимости работать со всей партитурой, которая может занимать несколько печатных листов. Достаточно иметь лишь свою партию, которая занимает в среднем 1- 2 листа, но в любом случае общая синхронизация по тактовым отсчётам должна неукоснительно соблюдаться, что в ансамбле возлагается, как правило, на ударника, а в оркестре - на дирижёра, который машет руками строго по счёту.
Ясно, что сразу в группе не заиграешь, надо чему-то сначала научиться, иначе репетиции группы превращаются в дела долгие, мучительные и бестолковые. Главная особенность и сложность освоения электрогитары, особенно бас-гитары, состоит в том, что учиться сначала надо в одиночку тому, что потом придётся играть в группе. Значит, нельзя ограничиваться только индивидуальной игрой, необходима некая начальная имитация ансамблевой игры, без которой очень трудно придётся в настоящей группе, даже если она будет состоять из двух человек.
Как можно создать лично для себя играющий ансамбль? Первое очевидное решение - это синхронная игра на гитаре с вашей любимой песней, воспроизводимой с аудио записи. В качестве аудио записи можно использовать и магнитофонную кассету, и CD, и файл MP3. Но что и как можно при этом играть? Обычно гитарист пытается просто скопировать на слух некую гитарную партию или её часть. Эта работа определяется термином "снять партию" и, без сомнения, является очень важной и полезной для электрического гитариста, но главная "штука" состоит в том, что далеко не каждый способен снимать партии, даже в минимальном варианте. Товарищи гитаристы большей частью хотят, чтобы им чётко написали о том, что надо играть, на бумаге. И бумаги такие можно найти, только, главным образом, для музыки западной.
Итак, идём в нотный магазин, покупаем, скажем, сборник песен группы "Guns'n Roses" с гитарными партиями в нотно-табулатурном формате. Приходим домой, ставим кассету с песней "Knocking On Heaven's Door" и пытаемся сыграть по книжной табулатуре партию аккомпанирующей гитары, которая представляет собой замысловатые аккордовые переборы. Далее обнаруживается, что нашу гитарную партию не так просто услышать в записи, потому что она находится не на переднем звуковом плане. Кроме того, масса неясностей возникает с тем, как руками-то толково сыграть эту партию, потому что никакой технической информации о работе рук (аппликатуре) табулатура не содержит, а могла бы. Хорошо ещё, что табулатура довольно точно соответствует звучащей музыке, потому что весьма часто обнаруживается очень неприятный и существенный разнобой табулатуры и реальной музыки. Вот такие могут быть некоторые "подводные камни" в деле синхронной игры гитариста с аудио записью, но добиваться результата стоит ради ни с чём несравнимого счастья игры с любимой группой.
Гитаристу никак нельзя закрывать глаза и затыкать уши по поводу мультимедийных возможностей современного компьютера, которые очень полезны и многообразны. Весьма толковым делом является синхронная игра гитариста с воспроизводимой компьютером MIDI музыкой. Именно MIDI файлами я сопровождаю предлагаемые вашему вниманию табулатуры, поэтому подробнее эту тему осветим в следующем практическом материале.
Предлагаемый вашему вниманию музыкальный материал я стремился сделать максимально доступным по форме, но не за счёт пренебрежения важными подробностями. В результате я оформил музыку в подробном и графически чётком табулатурном формате, дополнив его необходимыми текстовыми пояснениями и точной звуковой копией в формате MIDI, что для учебных целей вполне приемлемо. Одним словом, стремился к тому, чтобы музыкальный материал был максимально ясным для исполнителя, но это совсем не значит, что он предельно прост. "Дуриком" ничего толком не сыграешь, всего нужно добиваться, но, если можно избавить человека от головоломных гаданий, нерациональной траты сил, времени и прочей бестолковщины, то это надо делать - такова моя цель. Никакой созидатель музыки не может угодить сразу всем её любителям, поэтому не спешите морщиться, если вам что-то при первом знакомстве не понравится. Послушайте внимательно, попробуйте сыграть, прочувствуйте - пригодится.
Музыка здесь представлена в моём уточнённом табулатурном формате, который я определил как "Информативная Табулатура". О преимуществах, сути и деталях этого формата вы можете узнать в материале: "О табулатуре вообще и о моей Информативной Табулатуре в частности". Не игнорируйте эти сведения, иначе многое будет непонятно. Сами табулатуры я стремился сделать максимально ясными для головы и чёткими для глаз, что потребовало больших затрат времени и сил. А как же иначе? Качество всегда требует существенных усилий, которые люди оценивают по достоинству. Правда, не всегда, если не с чем сравнивать.
Мои табулатуры представлены в графическом формате GIF. Каждая гитарная партия обычно занимает один или два печатных листа формата A4. Соответствующий одному листу графический файл составляет не более 25 Кб. Отметим, что графические файлы с табулатурой специально подготовлены для беспроблемной печати прямо из броузеров MS Internet Explorer 6 или Opera 6 в среде Windows. Специальной подгонки изображения при печати не требуется, каждый файл полностью занимает всё рабочее пространство листа формата A4, оставляя лишь поля. Возможны лишь небольшие обрезания краёв табулатуры, что следует исправлять уменьшением размеров полей по краям печатного листа.
При первом знакомстве с моими табулатурами вас может несколько обескуражить непривычное обилие информации. Да, это не просто табулатура, а разложенная по частям партитура в полноценном табулатурном формате, которая принципиально не отличается от нотной партитуры. Но бояться особенно нечего, потому что толковый и чёткий материал можно одолеть в любом разумном количестве.
Непременным спутником табулатуры я считаю музыкальный файл, который является её точной звуковой копией. Да, моя "Информативная Табулатура" принципиально не отличается от нотной записи, по ней можно чётко сыграть и незнакомую музыку. Но такова уж психология гитариста-любителя, который, даже при наличии немалого опыта, не хочет играть то, что своими ушами не слышал. А о неопытных гитаристах, понятно, и говорить нечего, в их уши любую музыку необходимо предварительно кропотливо и тщательно, простите, вдалбливать.
Конечно, лучше слушать музыку в живом аудио формате, скажем, MP3. Однако, для большинства пользователей Интернет он пока довольно велик, поэтому я применяю гораздо более компактный формат MIDI, который по звуковой выразительности уступает, но для учебных целей вполне пригоден и, на мой взгляд, даже имеет некоторые преимущества.
Жизнь показывает, что даже продвинутые пользователи компьютера далеко не всегда имеют о музыке в формате MIDI внятное представление, хотя информации можно найти немало. Полагаю, есть необходимость пояснить основные моменты.
Файл MIDI относится к мультимедийным звуковым файлам, но не содержит самих звуков музыки, в нём фактически упакованы только её ноты и специальные управляющие команды. MIDI файл можно проигрывать на компьютере универсальным проигрывателем Windows или аналогичным WinAmp. Эти проигрыватели воспроизводят ноты MIDI файла на синтезаторе, который имеется в каждом компьютере, содержащем звуковую плату. Причём, у вас может быть и не один синтезатор. Информация о "текущем" синтезаторе, на котором воспроизводят MIDI файл универсальные проигрыватели, находится, например, в случае Windows ME, по адресу: Мой Компьютер >> Панель управления >> Звук и мультимедиа >> Аудио >> Воспроизведение MIDI. Здесь можно выбрать синтезатор для воспроизведения MIDI, сравнивая качество звучания, которое может быть очень разным. Несомненно, лучшее качество будет у синтезатора, скажем, "Microsoft GS Wavetable SW Synth", нежели у аппарата "Синтезатор ЧМ Creative", а вот прибор "Creative MPU-401" вообще молчит, потому что это только выход на внешний синтезатор. Некоторые проигрыватели MIDI файлов содержат собственное меню по выбору синтезатора.
Кроме универсальных проигрывателей MIDI музыку можно весьма качественно воспроизводить на специальных проигрывателях, наиболее популярным из которых является Yamaha S-YXG100. Это не просто проигрыватель, а ещё и качественный программный синтезатор. Если MIDI файл на вашем компьютере звучит на уровне сотового телефона, есть большой смысл в том, чтобы послушать синтезатор Yamaha S-YXG100. Подробную информацию о нём вы можете найти по адресу:
Очень широкие возможности предоставляет музыканту проигрывание MIDI в программном музыкальном редакторе, например, в популярном SONAR. Программа эта не маленькая и не очень простая, представляет собой мощный музыкальный редактор, но в сравнении с аналогичными программами является более доступной. О Sonar можно найти немало информации в Интернете, можно приобрести и книжные описания. Возможности Sonar весьма внушительны и очень полезны. При проигрывании в этом редакторе MIDI файла вы можете задавать любой темп, исключать по желанию определённые партии, зацикливать воспроизведение всей пьесы или отдельной её части, выделять нужную партию по громкости, изменять тембр её звучания и т. д.
В конечном итоге при освоении некой пьесы или песни вам необходимо чётко исполнять свою партию на гитаре синхронно с MIDI музыкой - в этом суть игры в ансамбле, ваша цель и радость. Заметим, что синхронная игра на гитаре с записью требует точной настройки гитары под запись. Немногие могут сделать это на слух, но печалиться не стоит, потому что Sonar нам опять поможет. B Sonar встроен неплохой программный тюнер для настройки музыкальных инструментов, что весьма ценно, если у вас нет обычного автономного приборчика для настройки гитары - Guitar Tuner. Если настроить гитару по тюнеру или по камертону, то гитара должна автоматически "строить" и с MIDI музыкой, и с аудио записями, хотя по разным причинам бывают и нестыковки, которые разрешаются настройкой на слух.
Кроме того, используя Sonar, вы можете синхронно с MIDI музыкой записать свою гитарную игру на аудио дорожку, а затем послушать и оценить собственные достижения. Польза и радость от такой записи огромная, значит, повозиться с редактором SONAR есть смысл, он и не такое может.
Итак, вашему вниманию предлагаются полноценные табулатуры с точными звуковыми копиями в формате MIDI, что существенно избавить вашу голову от мучительных гаданий и сомнений при исполнении музыки. Однако, от некоторых пояснений и рекомендаций, как это всегда делает учитель, я всё же решил не отказываться, практика показывает, что они нужны. Поэтому каждую пьесу я сопровождаю небольшим пояснительным текстом, в котором внимание гитариста заостряется на особенностях исполняемой музыки, сложных и неоднозначных моментах, распространённых ошибках и неточностях. Не игнорируйте эти рекомендации, своя голова - хорошо, а ещё одна искушённая голова совсем не помешает.
Полагаю, я сделал немало для того, чтобы облегчить вашу гитарную жизнь. Теперь дело за вами. Главное - не спешить! В материале о сути Информативной Табулатуры я также уделяю внимание вопросам её практического освоения. Теперь сформулируем общие принципы этого захватывающего процесса.
Мы уже отмечали, что ансамблевая игра имеет свои особенности, по сравнению с индивидуальной игрой. Если вы играете мелодию пьесы, то ничего особенного не наблюдается, потому что слух её ясно и чётко запоминает и представляет как доминирующую музыкальную линию. Однако индивидуальное исполнение партии соло-гитары, как и исполнение любой одноголосной мелодии, таит немалые ритмические трудности, если гитарист ясно не ощущает текущий тактовый счёт. Поэтому весьма полезным вариантом для исполнителя сольных партий является игра под удары метронома. Далеко не все любители гитары видят в таких занятиях толк, в результате они просто не чувствуют ритма.
С аккордовой партией или партией второй гитары дело уже обстоит несколько сложнее, так как на слух она ложится не столь чётко, потому что расположена на втором плане. А с партией бас-гитары могут быть ещё большие трудности подобного рода, гитарист порой просто не чувствует, куда её "прилепить". Так что же делать?
Copyright © 2003 Сергей
Смоляков Все комментарии по содержанию шлите на адрес - sergsmol@mtu-net.ru |