Рекомендации гитаристам

Буги от МуКропа - инструментальная пьеса

Автор - Сергей Смоляков, московский учитель гитары

Что играем - Тема и импровизация для трёх гитар и ударных
Уровень сложности - начальный


Содержание


Буги - в чём их суть

Обычно бывает так. Собирается новенькая рок-группа на свою первую репетицию. Естественно, возникает вопрос о том, что играть. Музыки всякой море-океан, но к удивлению жаждущих "дать шороху вшивой интеллигенции", после долгих и напряжённых переговоров обнаруживается, что совсем нелегко выбрать песню или просто музыку, которую знали бы все. Именно в этот критический момент на помощь приходит неувядаемая тема Буги, которая лежит в основе множества песен. Главная ценность темы Буги состоит в том, что её довольно легко и быстро можно запомнить, а по игре она может быть как простой, так и сложной, что зависит от способностей музыкантов. Короче, весьма гибкая вещь.

Базовый период Буги, который обычно просто называют квадратом, состоит из 12-ти тактов. Перед игрой необходимо лишь условиться о чередовании аккордов в периоде, которое может быть разным, но принципиальные связки постоянны. В нашем варианте Буги представлены двумя периодами по 12 тактов каждый c одинаковыми аккордами. Первый период (Part 1 - Часть 1) представляет тему Буги в наиболее простом базовом варианте, но это лишь "раскачка", необходимая для подготовки к дальнейшей игре.

Настоящая игра начинается во втором периоде (Part 2 - Часть 2), в котором соло-гитарист и отчасти басист демонстрируют свои способности и творческий потенциал, играя на ходу то, что им в голову приходит. Это и есть импровизация на заданную тему, по сути, на заданные в первой части аккорды и ритмическую основу. В нашем случае партии соло и бас-гитары во второй части - это пример того, что может в голову гитаристам на ходу прийти, хотя, скорее всего, эти партии были заранее дома подготовлены. Разумеется, имеется теория и принципы построения гитарных соло и импровизаций. По этому поводу можно найти немало информации на многочисленных гитарных сайтах, но без владения основами нотной грамоты вы далеко не всё поймёте, скажем, в квинтовых аккордах и в пониженных ступенях натурального мажора, о которых авторы порой ведут речь, оперируя лишь струнами и ладами грифа. А главная "штука" состоит в том, что одного понимания и даже опыта мало для сочинения интересного соло, нужна творческая фантазия и эмоциональный порыв. Вы можете понять, разобрать и научится играть то, что играл, скажем, Jimmy Hendrix, но никто не научить вас сочинять соло такого уровня, глубины и масштаба.

Теперь понятно, зачем нам необходимо всякие Буги играть. Понятно также, что Буги можно играть в цикле до тех пор, пока не иссякнут силы и творческая фантазия, которая на пустом месте не шибко возникает. Для того и работаем, хотя чаще лень.

А что это за ритм?

Итак, мы имеем гитарные партии в табулатурном формате для соло-гитары, ритм- гитары и бас-гитары, которые будем исполнять. Прежде всего, следует разобраться с ритмом, в котором исполняются Буги. Ритм этот очень важный и распространённый, но в нашей музыкальной литературе информации о нём очень мало. Например, многие авторы пособий по аккомпанементу приводят песни с аккордами в аналогичном ритме, но даже название его таят строго, как партизаны.

Наши Буги исполняются в ритме свинга, от английского "swing" - качаться, раскачиваться. Действительно, есть здесь некая качка. Суть свинга в следующем. Несмотря на то, что каждый такт внешне исполняется на обычные 4 доли (4 отсчёта), подразумевается, что на каждую из четырёх долей постоянно пульсирует более мелкий внутренний трёхдольный ритм - триоли. Указанные скрытые триоли порой явно исполняются в партии соло- гитары, см. такты 15, 16. Это можно назвать явным свингом. А вот начало пьесы, см. такты 3, 4, 5, и соло-гитара, и ритм-гитара, и ударные исполняют в "скрытом" триольном режиме.

Если вы внимательно прослушали MIDI файл, то должны были заметить, что, скажем, соло-гитара вначале играет неравномерно по ритму, чередуя звуки разной длительности: один подлиннее, второй покороче. Подобная игра определяется как "свингование восьмушек", и это не шуточки. Обычные две равномерные восьмушки исполняются на один отсчёт, деля его между собой строго поровну. При свинговании предполагается, что каждый отсчёт разбивается на три равные доли - триоли, причём, первая восьмушка захватывает первую и вторую доли триоли, а вторая восьмушка приходится строго на третью. Таким образом, при свинговании первая восьмушка звучит в два раза дольше второй, хотя обе эти свингованные восьмушки по-прежнему, как и при равномерном исполнении, занимают лишь один отсчёт. В западной музыкальной литературе этот ритмический рисунок характеризуется термином "shuffle" - смещённый ритм.

Подобный ритмический режим можно записать в точном триольном формате, но это будет выглядеть довольно громоздко, поэтому часто пишут ровные восьмые, но указывают текстовой фразой, что исполнять их необходимо в ритме свинга. Именно с этой целью в нашей табулатуре присутствует указание "Глубокий свинг!".

По большому счёту ритмы современной музыки делятся на равномерные - Straight Feel и свингованные - Swing Feel, причём, есть песни, которые можно исполнять и в первом, и во втором ритмическом варианте. Заметим, что свинг характерен для медленных и средних темпов. Если те же Буги исполнить в быстром рок-н-рольном темпе, то восьмушки уже не свингуются, а исполняются в равнодольном режиме.

Начальные отсчёты и последовательность исполнения по тактам

Каждая наша гитарная партия начинается с двух не сразу понятных тактов - это такты начальных отсчётов. Обычно эти такты не приводятся, но всегда подразумеваются, если музыка исполняется не одиноким музыкантом, а ансамблем. Непосредственным исполнителем начальных отсчётов является ударник, а гитаристы лишь внимательно, как бегуны на старте, его слушают, чтобы точно и строго одновременно после заключительного удара начать игру. Обратите внимание, что отсчёты состоят из двух  редких начальных ударов, по которым осуществляется предварительная "настройка" всех музыкантов ансамбля на нужный темп. Затем исполняются четыре более частых удара, которые окончательно закрепляют темп тактовых отсчетов, который часто называется просто счётом.

Последовательность исполнения наших Буги максимально проста. Согласно репризам, необходимо повторить две части и закончить кодой (Coda).

  ТАКТЫ     ЧТО ИСПОЛНЯЕМ
1 - 2 - Начальные отсчёты
3 - 14 - Part 1 - Тема
15 - 26 - Part 2 - Импровизация
Общий повтор по репризам:
3 - 14 - Part 1 - Тема
15 - 26 - Part 2 - Импровизация
27 - Coda - Заключение

Разумеется, вы можете многократно повторять Буги по своему усмотрению, играя то, что содержит табулатура, или нечто своё, к чему и стремимся.

Партия ритм-гитары

От исполнителя аккордового ритма особой импровизационной фантазии не требуется. Ему просто необходимо чётко исполнять заданные аккорды в ритме свинга. Аккорды лучше брать с баррэ, на это указывают римские цифры позиций в аккордовых обозначениях. Гитаристу электрическому просто необходимо уверенно владеть приёмом баррэ, потому что с его помощью можно весьма эффективно "гасить" излишнее по времени звучание аккорда, то есть играть отрывисто.

Обратите внимание на точки под аккордами, которые исполняются на счёт "2" и счёт "4". Это есть знаки стаккато, указывающие на отрывистое извлечение звуков. Если в аккорде присутствуют звуки открытых струн, то при игре медиатором очень трудно добиться отрывистого звучания. Иное дело - игра на баррэ. В этом случае "гашение" аккорда выполняется следующим незамысловатым способом. После удара правой рукой и весьма непродолжительного звучания аккорда необходимо просто отжать струны от грифа рукой левой, но без полного отрыва пальцев от струн. Таким образом, в левой руке возникают постоянные пружинящие движения - прижатие и отжатие струн, что, наряду с "гашением", также помогает снимать значительное физическое напряжение, возникающее при исполнении баррэ.

Кроме того, не забывайте, что удары на счёт "2" и счёт "4", помимо "гашения", выполняются ещё и с акцентом, то есть с дополнительным ударением, на что указывают "горизонтальные птички" (знаки акцентов) под соответствующими аккордами. Подобные акценты и есть вездесущий стандарт современной поп и рок-музыки.

Если вы не знаете, что означают в нашей табулатуре некие соединительные дуги (це е лиги!), читайте дальше.

Партия соло-гитары

Если вы имеете опыт игры в "боксах", то в этой партии вам должно быть всё понятно, и исполнение не вызовет проблем. Если же вы не имеете особого понятия о "боксах" и о позициях левой руки на грифе, то внимательно следите за приведёнными в табулатуре обозначениями пальцев левой руки ( s f u f...) и обозначениями позиций, которые необходимо строго соблюдать, иначе ничего толком не сыграешь.

Позиции левой руки на грифе обозначены римскими цифрами. Напомним, что номер позиции соответствует номеру лада, на котором расположен указательный палец левой руки. Остальные пальцы левой руки распределяются по следующим трём ладам. Таким образом, позиция охватывает четыре лада на грифе, включая все шесть струн. Обратите внимание на начальный такт 3. Левая рука должна играть в позиции IV. Значит, первый палец, вне зависимости от струны, будет играть только на четвёртом ладу, второй - только на пятом, третий - только шестом, четвёртый - только на седьмом. Именно так и обозначены пальцы левой руки в табулатуре, потому что игра в позициях есть основной принцип работы левой руки.

Не забывайте, что эта табулатура содержит строгую запись ритма. Здесь есть лиги - дуги, соединяющие звуки-цифры. Помните, если лига соединяет одинаковые по высоте звуки, то второй звук не извлекается, он просто "отдаёт" своё время первому звуку, см. такты 14, 17, 19 и т. п. Если же лига соединяет разные звуки, то это соответствует приёму легато, см. такт 15. В этом такте применяется восходящее легато, которое в обычной табулатуре обозначается как "ho - hammer on".

Если вы владеете приёмами Slide и Bend, можете применять их по своему усмотрению, но с чувством меры.

Партия бас-гитары

В этой партии нет особых хитростей. Вся игра ведётся строго в указанных позициях, в этом и суть. Напоминания, сделанные относительно партии соло-гитары, справедливы и в данном случае.


Сайт создан в системе uCoz