Сайт: МуКроп >> Раздел сайта: Солнце Акустической Гитары >>
Часть 2: Рассекреченные материалы по гитарному аккомпанементу >>
Сериал #1: Коварные мели и подводные камни песенно-аккордовой реки >>

Серия 11

Путаница в аккордовых обозначениях сохраняется и даже усиливается!

Автор – Сергей Смоляков, московский учитель гитары


Содержание


Не было печали...

Многие начинающие гитаристы даже не подозревают о том, что обозначения, допустим: Cmaj7, Cmaj, C7+, CM, Cma, C7бекар - относятся к одному и тому же аккорду. На практике подобная многоликость приводит к следующим малоприятным результатам. Покупаете вы книгу с аккордовыми грифовыми сетками (таблица аккордов) для 1000 аккордов и полагаете, что любой необходимый аккорд в ней найдёте. Но не там уж было! Ищете вы, скажем, аккорд Hm, но ни одного аккорда на букву "H" в ваших мощнейших таблицах не находите. Пытаетесь найти аккорд Dm/B? Не мучайтесь, этот аккорд в ваших таблицах скрывается под именем Bm7/5-, и так далее...

Что зашифровано в аккордовом обозначении

Суть аккордового обозначения - компактное знаковое изображение входящих в аккорд звуков. В качестве знаков используются буквы, цифры и дополнительные символы: диез, бемоль, плюс, минус. Каждый знак аккордового обозначения несёт определённый смысл. Например, аккорд Bm7/9- состоит из пяти звуков:

Таким образом, по аккордовому обозначению можно определить точный нотный состав аккорда. Если гитарист знаком с расположением нот на грифе, то он может взять аккорд без проблем, не заглядывая в таблицу аккордов. Многие гитаристы вообще по аккордовым обозначениям не играют (классический стиль), а те, что играют, например, джазовые гитаристы, отлично разбираются и в нотах, и в аккордовой теории, поэтому им путаница не страшна. Однако точность никогда не помешает, поэтому в джазе существует весьма чёткий стандарт для аккордовых обозначений, и джазисты его соблюдают. Музыканты, играющие в  жанрах "Pop" и "Rock", по своей природе склонны к самодеятельности и анархии, поэтому скучные стандарты их мало волнуют. Здесь и зарождается аккордовая путаница.

Конечно, большинство гитаристов-любителей ни в малые септимы, ни в большие ноны не вникает, а просто ищет нужный аккорд в таблице аккордовых сеток, которые механически привязаны к струнам и ладам. Отсюда рождается заблуждение, что игра по аккордам - это игра без нот. Как видим, цифры и знаки аккордового обозначения - это тоже ноты, только в ином графическом изображении и без информации о музыкальном ритме. Если вы исполняете аккорд Am и не ведаете о том, что извлекаете ноты, точнее звуки, ля-до-ми, то ноты при этом никуда не исчезают, потому что музыка просто состоит из них.

Небольшая "схватка" с аккордовой путаницей

Как можно бороться с путаницей в аккордах? Увы, полной победы не предвидится, но основных неприятностей можно избежать. Всё было бы хорошо, если бы изготовители песенно-аккордовой продукции придерживались строгого единого стандарта на аккордовые обозначения. Самое интересное состоит в том, что в основном применяется так называемая стандартная система обозначений, то есть Am, Dm, E7, C9..., которая пока... однозначного стандарта не имеет! Мало того, некоторые авторы аккордов к песням изобретают свои собственные, ни на что не похожие  системы обозначений. Например, встречаются сборники песен, составленные отечественными авторами, в которых Am=6м, C=1б и так далее. Профессионалы подобной самодеятельности не потерпят, но сборники песен выпускаются для любителей, которым морочить головы существенно легче, вот и морочат.

Отрадно отметить, что основных аккордов (Am, Dm, E, C ...) путаница практически не затрагивает. Но и здесь могут быть некоторые неожиданности. Мне встречались таблицы аккордов, в которых Am переименован в Ami, Em - в Emi и так далее. Заморочка незначительная, но начинающих может сбить с толку.

Немало неприятностей доставляет буква "B" в аккордовом обозначении. Дело в том, что по американскому стандарту B = си, а си-бемоль = Bb. С другой стороны, по классическому стандарту B = си-бемоль, а си = H. Ну и что? Разъясняем. Допустим, автор аккордов к песне применяет  обозначение Bm7 (СИm7) по американскому стандарту, а вы ищете этот аккорд в таблице, составленной другим автором, который придерживается классического стандарта. Поэтому найденный в таблице аккорд Bm7 на самом деле является аккордом Bbm7 (СИ-БЕМОЛЬm7), а нужный вам Bm7 прячется под именем Hm7 (СИm7). Сложно? Может быть, но к счастью у нас есть, ну, должен быть, слух, который должен заметить, что найденный аккорд явно не подходит. А это сигнал о путанице, с которой можно разобраться по аналогии с приведённым примером. Короче, по поводу буквы "B" будьте бдительны!

Следует отметить наиболее важные варианты аккордовых обозначений, которые приведены в следующей таблице, хотя вполне могут встретиться и другие. Вместо буквы C, разумеется, может стоять любое другое обозначение основного тона аккорда.

Некоторые важные варианты аккордовых обозначений

C5# = C5+     C5b = C5-
Cmaj7 = Cmaj = C7+ = CM = Cma = C7бекар
Cdim = Co = Cdim7
Csus4 = Csus = C4
C9 = C7/9

Утешительные выводы: полностью устранить путаницу в аккордовых обозначениях может лишь автор аккордов к песне, и я это делаю

Итак, надеяться на повсеместное применение строгого единого стандарта для аккордовых обозначений не приходится, вариантов обозначений расплодилось множество, и они продолжают плодиться. Так можно ли полностью ликвидировать путаницу в аккордах? Можно, но полная победа в нынешних аккордовых условиях - в руках авторов аккордов к песням. Именно автор аккордов должен сообщить пользователю, что конкретно он понимает под каждым аккордовым обозначением.  Для этого к каждому аккорду должна быть приведена его грифовая сетка или заменяющий сетку код. Сетки или коды можно размещать непосредственно в каждой песне, а для сборника песен хорошим вариантом может быть общая сводная таблица применённых аккордов.

Я разработал собственный вариант песенного формата "Слова и Аккорды", в котором приводятся коды аккордов, ритмическая формула аккомпанемента, а также применяется система распределения аккордов по тактам. О сути, преимуществах и деталях моего варианта оформления песен с аккордами вы можете узнать в следующем материале:

Серия 23. Мой уточнённый песенный формат "Слова и Аккорды" подробнее рассказывает об аккомпанементе

В моём варианте оформления песни в самом начале приводятся все аккорды в кодах с точным указанием басов, что необходимо для грамотного исполнения аккомпанемента. Места на бумаге аккордовый код занимает мало, да и самих аккордов, как правило, немного, а польза от приведённых кодов немалая, потому что это избавляет гитариста от малоприятных аккордовых поисков и гаданий, повышает уверенность в успехе.

Подробно о кодах аккордов с указанием басов вы можете прочитать в моей статье:
Серия 21. Мои компактные и полноценные аккордовые коды предлагаю использовать вместо громоздких сеток

Я также пришёл к выводу о том, что приводить надо все коды аккордов, которые встречаются в песне, а не только редкие, потому что понятие "редкий аккорд" весьма относительно. Есть немало товарищей, для которых и E7 - незнакомый аккорд.

К тому же, опытные гитаристы знают, что аккорд с одним и тем же обозначением может быть исполнен на гитаре в разных вариантах, и в песнях это нередко используется. В таблицах аккордов, как правило, для каждого обозначения приводится лишь один основной вариант его расположения на грифе. Таким образом, для некоего неосновного варианта аккорда требуются вполне конкретные указания, с чем отлично справляется прилагаемый к песне аккордовый код.

Вот так самоотверженно  мы боремся с аккордовой бестолковщиной - всё для того, чтобы дорогой наш гитарист-любитель понапрасну голову не напрягал и не мучился. А он, понимаешь, не всегда нашу борьбу ценит.

Copyright © 2003 Сергей Смоляков
Все комментарии по содержанию шлите на адрес - sergsmol@mtu-net.ru
Сайт создан в системе uCoz