Сайт: МуКроп >> Раздел сайта: Солнце Акустической Гитары >>
Часть 2: Рассекреченные материалы по гитарному аккомпанементу >>
Сериал #2. Всё во имя Любителя Аккомпанемента, всё во благо Его! >>

Серия 23

Мой уточнённый песенный формат "Слова и Аккорды" подробнее рассказывает об аккомпанементе

Совершенствуем формат "Слова и Аккорды"  и попутно учимся песни по аккордам играть

Автор – Сергей Смоляков, московский учитель гитары


Содержание

Введение. Хороши аккорды, да не про всю музыку рассказывают

Глава 1. Три первоочередные задачи исполнителя аккомпанемента на примере песни Юрия Лозы "Плот"

Глава 2. Первая задача исполнителя - практическое знакомство с аккордами

Глава 3. Вторая задача исполнителя - разбор ритмической формулы аккомпанемента

Глава 4. Третья задача исполнителя - чёткое исполнение аккомпанемента всей песни, что требует точного разбиения аккордов по тактам

Сделаем выводы. Мои компактные уточнения формата "Слова и Аккорды" избавляют исполнителя аккомпанемента от трёх постоянных головных болей


Введение. Хороши аккорды, да не про всю музыку рассказывают

Песенный формат "Слова и Аккорды" является наиболее популярным. Он привлекает лаконичностью, наглядностью и доступностью, но очень скоро обнаруживается, что о многих важных вещах этот формат просто умалчивает. Остаётся, не слишком опытному и умелому любителю аккомпанемента, сильно ломать голову над тем, как песню всё-таки сыграть, так как одних аккордов, оказывается, мало.

Низкую информативность "голых" аккордов осознают многие изготовители песенно-аккордовой продукции. Отечественные книжные производители песен с аккордами практически никак не стремятся усовершенствовать этот формат. А вот изготовители интернетные проявляют немалое рвение и изобретательность. Каких только вариантов оформления песен не встретишь на многочисленных аккордовых сайтах, вплоть до полной записи песни на нескольких листах в изощрённом табулатурном формате с собственными обозначениями! Получается весьма громоздко, сложно и явно не для всех, потому что подобный навороченный подход принципиально изменяет аккордовый песенный формат, лишая его основных козырей - компактности и доступности.

Как всё-таки усовершенствовать формат "Слова и Аккорды", сделать его более точным и определённым, но без перегрузки дополнительной информацией? Я немало думал и гадал над этим вопросом, что-то придумывал, проверял на учениках и снова экспериментировал... В результате могу предложить вашему вниманию мои компактные усовершенствования песенного формата "Слова и Аккорды", то есть мой вариант этого формата.

Глава 1. Три первоочередные задачи исполнителя аккомпанемента на примере песни Юрия Лозы  "Плот"

Для наглядности возьмём конкретную популярную песню и проследим процесс работы над ней любителя гитарного аккомпанемента. Начнём с песни Юрия Лозы "Плот", вот так она выглядит в моём варианте формата "Слова и Аккорды".


    Плот           Юрий Лоза

Умеренно скоро. Чередующийся бас извлекается большим пальцем правой руки (p), аккорды извлекаются боем среднего пальца (m) - двухпальцевый стиль. Размер такта - 4/4(2/2).

Ритмическая формула аккомпанемента Аккорды с точным указанием басов
         Am  >           >
       |-----0--0-----0--0--0-|
       |-----1--1-----1--1--1-|
       |-----2--2-----2--2--2-|
       |-----2-----------2----|
       |-0--------------------|
       |-----------0----------|
 Счёт:   1   2- и  3- и  4- и 
 Пальцы: p   п  v  p  v  п  v
 Ритм:  бум_чи-ка пум_ка-чи-ка
   SF
Am=002210
     stf
    SF
Dm=X00231
      suf
   FS
E7=022130
    stfu
   FS
Em=022000
    st
     FS
 F.I=133211
     ftusff
> - акцент (ударение)
p - большой палец правой руки
п - удар боем сверху
V - удар боем снизу
    Am Am           Am Am   Am   Am             Dm Dm
1. На маленьком плоту    сквозь бури, дождь и грозы,
     Dm  Dm            E7 E7 E7 E7         Am Am
   Взяв только сны и гре-зы, и детскую мечту,
   Am Am       Am Am Am     Am            Dm    Dm
   Я тихо уплыву,   лишь в дом проникнет полночь,
     Dm  Dm        E7 E7   E7            E7   Am Am
   Чтоб рифмами наполнить мир, в котором я живу.

         Em F  Dm  Dm Dm      Dm         Am Am
Припев: Ну  и пусть  будет нелегким мой путь,
         Am        Am         Dm  Dm
        Тянут ко дну боль и грусть,
          E7      E7     Am Am
        Прежних ошибок груз.
         Em F    Dm Dm  Dm       Dm       Am Am
        Но мой плот,  свитый из песен и слов,
          Am       Am       Dm Dm
        Всем моим бедам назло
         E7       E7      Am Am
        Вовсе не так уж плох.
               ...

Итак, начнём разбирать песню. Разобьём этот процесс на три основные практические задачи: знакомство с аккордами, разбор ритмической формулы аккомпанемента  и чёткое его исполнение на протяжении всей песни. В следующем материале рассмотрим, как указанные задачи решаются вне моего формата и в нём.

Глава 2. Первая задача исполнителя - практическое знакомство с аккордами

Первым делом любитель аккомпанемента охватывает взволнованным взором аккордовые обозначения, пытаясь выяснить, знает ли он эти аккорды? Это очень важный момент работы над песней, потому что среднестатистический гитарист-любитель знает не более 15-20 аккордов, а умеет играть ещё меньше. Незнакомые аккорды его сильно настораживают, а если их много, то за песню он, скорее всего, и не возьмётся. Конечно, можно поискать незнакомые аккорды в объёмных таблицах, но не у всех эти таблицы есть. Если таблицы всё же есть, то нет полной уверенности в том, что нужные аккорды в ней найдутся, потому что в аккордовых обозначениях существует немалая путаница или их просто нет в таблицах.  Одним словом, поиск незнакомых аккордов требует усилий, которые ещё неизвестно, чем закончатся, а напрягаться понапрасну, ой, как не хочется.

Хорошо бы, желают любители аккомпанемента, чтобы все аккорды были сразу под рукой! С подобными пожеланиями согласны некоторые изготовители песен с аккордами и я, разумеется, в их числе. Поэтому в моём варианте оформления песни в самом начале приведены все аккорды в кодах с точным указанием басов, что необходимо для грамотного исполнения аккомпанемента. Места на бумаге аккордовый код занимает мало, да и самих аккордов, как правило, немного, а польза от приведённых кодов немалая, потому что это избавляет гитариста от малоприятных аккордовых поисков и гаданий, а также повышает его уверенность в успехе.

К тому же, опытные гитаристы знают, что аккорд с одним и тем же обозначением может быть исполнен на гитаре в разных вариантах, что в песнях нередко используется. В таблицах аккордов, как правило, для каждого обозначения приводится лишь один основной вариант его расположения на грифе. Таким образом, для некоего неосновного варианта аккорда требуются вполне конкретные указания, с чем отлично справляется прилагаемый к песне аккордовый код. Посмотрите приведённый ниже наглядный пример с песней "Yesterday" - The Beatles, где весьма ходовые аккорды G и D7 берутся в неосновном варианте, что и отражено в их кодах.

Подробно о кодах аккордов с указанием басов вы можете прочитать в следующем материале, размещённом на нашем сайте:
"Серия 21. Мои компактные и полноценные аккордовые коды предлагаю использовать вместо громоздких сеток"

Я также пришёл к выводу о том, что приводить надо все коды аккордов, которые встречаются в песне, а не только редкие, потому что понятие "редкий аккорд" весьма относительно. Есть немало товарищей, для которых и E7 - незнакомый аккорд.

Мало толку от простого просмотра приведённых аккордовых кодов, необходимо каждый, даже вполне знакомый аккорд чётко взять левой рукой, как указано в его коде, и не один раз. Незнакомые аккорды требуют более тщательной отработки, потому что при исполнении самой песни "ковыряться" с аккордами некогда. На этом решение первой аккордовой задачи плавно завершается.

Глава 3. Вторая задача исполнителя - разбор ритмической формулы аккомпанемента

Следом за разбором аккордов грядёт вторая, неизбежная и весьма грозная задача, которую любитель аккомпанемента обычно формулирует следующим вопросом: "А как эту песню играть?". Вот именно, сами по себе аккорды не заиграют, поэтому необходимо решить, как правая рука должна исполнять аккомпанемент на указанных аккордах. Эта задача требует разъяснений, потому что "окутана плотной пеленой дыма и тумана".

На прилавках нотных магазинов можно найти немало довольно объёмных сборников песен с аккордами, в которых нет ни слова, ни закорючки о том, как должна действовать правая рука при исполнении аккомпанемента той или иной песни. Не знаю, чем руководствуются авторы сборников. Очевидно, они считают, что с работой правой руки и так всё ясно, потому что любитель аккомпанемента с пелёнок неким чудесным образом усвоил, скажем,  и свинговый ритм, и синкопированный бой, и стиль реггей, и технику "Drop Thumb", а о польке и трёхдольных переборах и говорить нечего.  Хорошо бы. Да снизойдёт ритмическое озарение! Но...

Допускаем, что со сборников песен ритмический спрос небольшой, предполагается, что главное в них - это слова и аккорды. А что же предлагают учебные пособия по аккомпанементу в смысле ритмов и техники исполнения правой рукой? Кое-что, конечно, предлагают, но о многом молчат, как воды в рот набрали. В основном приводятся в нотном формате так называемые "варианты аккомпанемента", но они показаны, как правило, сами по себе, то есть в отрыве от конкретных песенных примеров, в которых эти варианты используются. Однако, во-первых, немногие гитаристы-любители по нотам играют. Во-вторых, если кто и сможет разобрать по нотам варианты аккомпанемента, то вряд ли будет это делать вне конкретных песен. В лучшем случае автор пособия указывает, что песню, скажем, под номером пять следует играть с вариантом аккомпанемента под номером три и так далее. В обычных песенных сборниках никаких подобных указаний вы, скорее всего, не найдёте.

Короче говоря, ритмическая сторона аккомпанемента и техника правой руки освещаются в популярных пособиях пока довольно вяло и непоследовательно, а авторы песенных сборников просто перекладывают эту задачу на слабые ритмико-стилистические плечи читателя. А как же всё-таки люди играют? Получается, кто как может. Показали, допустим, человеку ходовой бой в ритме румбы для исполнения некоторой песни. Человек эту "румбу", не очень о ней ведая, чётко отработал, песню играет и доволен. Но вот он решил сыграть новую песню. Слова и аккорды есть, но нет никаких указаний о ритме аккомпанемента. Что делать? Пытается человек что-то придумать, но, как правило, всё сводится к той же "румбе", хотя новая песня совсем "не хочет в неё влезать", но другого не знаем и не умеем.

На мой взгляд, о ритме и технике аккомпанемента очень даже можно кратко и доступно сообщить гитаристу, чтобы он не ломал голову и руки, а осваивал песню. В нашей песне "Плот" эта информации содержится в окошке "Ритмическая формула аккомпанемента". Как видите, я использую обычную табулатуру, но она содержит необходимые дополнительные параметры, условные обозначения которых приведены непосредственно под табулатурой. Сразу после заголовка песни следует небольшой технический комментарий по поводу работы правой руки. Здесь применяется двухпальцевый стиль, который широкой гитарной публике не очень знаком, поэтому требует точных указаний. Приведенная формула аккомпанемента исполняется на протяжении всей песни, как говорят "в цикле". Меняются лишь аккорды в левой руке.

К тому же, ритмическая формула одновременно служит вступлением к песне, причём, гитарист может сыграть её не один раз по своему усмотрению. Песня без вступления - очень редкий вид. Подавляющее большинство песен требует внятного, а лучше красивого и искусного вступления, которое никогда не бывает лишним ни для исполнителя, ни для слушателя. Завершение песни, которое музыканты называют кодой (Coda), также имеет немалое значение. Коде следует быть ясной, чёткой и даже оригинальной, чтобы у слушателя  сложилось твёрдое представление о том, что вы доиграли песню до конца, а не оборвали, где попало.  Коды, как и вступления, могут быть довольно изощрёнными и  продолжительными, но, на мой взгляд, перегружать компактный формат "Слова и Аккорды" подобным дополнительным материалом не стоит, здесь требуется качественно новый подход к изложению аккомпанемента, о чём я заведу речь в конце данной статьи и продолжу в следующей.

Прежде всего, гитарист должен разобрать ритмическую формулу аккомпанемента. Делать это следует без спешки, в строгом соответствии с указанной последовательностью работы пальцев. Все действия пальцев правой руки разложены по счёту. Обычно счёт у гитариста ведёт... нога, точнее, мысок стопы. Кто не пользуется никаким счётом - играет очень неритмично. Нога строго равномерно, допустим, один удар в секунду, отбивает четыре отсчёта, что соответствует музыкальному ритмическому периоду, который называется тактом. Буковка "и" соответствует половине отсчёта, то есть крайнему верхнему положению мыска стопы. Подобная счётная система применяется при освоении нотной грамоты.

Итак, левая рука берёт аккорд Am. Правая рука на счёт "1" дёргает большим пальцем (p) пятую струну - это основной бас аккорда. На счёт "2" средний палец правой руки (обозначается буквой "m")  исполняет удар боем от четвёртой до первой струны - это есть удар сверху (п), а при обратном ходе этот палец на промежуточный отсчёт "и" исполняет бой от первой до третьей струны - это удар снизу (v). Далее правая рука исполняет похожую фигуру, только в басу звучит шестая струна - чередующийся бас, а также добавлен удар боем снизу. После тщательного разбора ритмической формулы её необходимо отработать сначала на одном аккорде, а затем на других. Обратите внимание на чёткое чередование басов в каждом аккорде. И не ломайте голову по поводу басов, они указаны в кодах буквами "F" и "S".

Глава 4. Третья задача исполнителя - чёткое исполнение аккомпанемента всей песни, что требует точного разбиения аккордов по тактам

Наконец, после тщательной аккордово-ритмической подготовки, мы подошли к исполнению самого аккомпанемента песни. Эта, на первый взгляд, уже несложная задача таит немало подводных камней. Гитарист, имеющий опыт исполнения аккомпанемента по аккордам, сразу заметит, что в моём варианте много одинаковых повторяющихся аккордов, например, Am повторяется пять раз и так далее. Подобные повторы практически нигде не встречаются, но в моём варианте несут весьма определённый смысл: каждый обозначенный аккорд исполняется ровно один такт, то есть строго соответствует по времени звучания ритмической формуле аккомпанемента. Положение каждого аккордового обозначения над словами должно быть также точным, так как определяет начальный момент его исполнения. Таким образом, исполнение аккомпанемента песни складывается из исполнения каждого аккорда строго по приведенной ритмической формуле. Другими словами, аккорды аккомпанемента разбиты по тактам.

Кто-то может сказать, что подобные аккордовые повторы и разбиения ни к чему, всё и так ясно. Не скажите, ребята. Ясно это только умелому и опытному гитаристу, который чётко знает и представляет с помощью внутреннего слуха исполняемую песню. Такого товарища и простенькие аккорды не очень интересуют, он сам при желании всё в записи услышит и подберёт. А у большинства начинающих наблюдаются немалые проблемы с ритмической стороной исполнения аккомпанемента: то играем аккорд дольше, чем нужно, то, наоборот, произвольно урезаем время его звучания. В результате, аккомпанемент звучит явно "не в нужную степь", а некоторые аккорды вообще непонятно когда и сколько по времени исполнять. Встречаются песни, в которых и опытный гитарист затрудняется с распределением продолжительности звучания аккордов, если они не разбиты по тактам.

Отметим, что некоторые, уважающие пользователя, авторы песенных сборников иногда приводят разбиение аккордов по тактам. Обычно это делается вне слов песни: в нижней части листа приводятся песенные аккорды, разделённые тактовыми чёрточками. Однако подобное разбиение большинству исполнителей помощи практически не оказывает, так как оно оторвано от слов песни, а именно слова служат основным ориентиром для гитариста. Немногие любители аккомпанемента способны и горят желанием самостоятельно увязывать отдельно приведённые аккорды со словами, поэтому тактовое разбиение необходимо выполнять непосредственно над словами песни, что я и делаю.

И это ещё не всё о тактах, потому что часто в песнях встречаются такие такты, в которых исполняются и два, и три, и четыре аккорда. В таких случаях я использую для определения одного такта квадратные скобки [    ], в которые и заключаю необходимые аккорды. Например, следующая цепочка аккордов " Am     [ Dm   E7] " означает, что аккорд Am звучит полный такт (4 отсчёта). Два заключённые в скобки аккорда в сумме также должны звучать один такт, следовательно, пол такта (2 отсчёта) будет звучать Dm, а вторую половину такта - E7. Если в тактовые скобки включают три аккорда, скажем, [ C    F G ], то аккорд C звучит на первые два отсчёта, на счёт "3" надо исполнить аккорд F, а на счёт "4" - G. Бывает, что в один такт помещаются 4 аккорда, тогда каждый из них звучит ровно один отсчёт. Более сложные случаи расположения аккордов в такте встречаются гораздо реже, но, коль попались, то требуют отдельного разложения аккордов по тактовому счёту.

Поясним разбиение аккордов аккомпанемента по тактам при помощи квадратных скобок следующим практическим примером.


Фрагмент из песни "Yesterday" - The Beatles, демонстрирующий применение квадратных скобок для разбиения аккордов по тактам

Умеренно. Основной бас извлекается большим пальцем правой руки (p), аккорды извлекаются одновременным защипыванием трёх струн тремя пальцами правой руки: указательным (i), средним (m) и безымянным (a) - стиль "Yesterday". Размер такта - 4/4.

Ритмическая формула аккомпанемента Аккорды с точным указанием басов
         G
       |------------------------|
       |----0--0--0-----0--0--0-|
       |----0--0--0-----0--0--0-|
       |----0--0--0-----0--0--0-|
       |------------------------|
       |-3-----------3----------|
 Счёт:   1- и  2- и  3- и  4- и 
 Пальцы: p  a  a  a  p  a  a  a
            m  m  m     m  m  m
            i  i  i     i  i  i 
   F
 G=3X000X
   t
         F
 B7sus4=X2220X
         stu
     F
 B7=X2120X
     sft
      F
 Em=XX2000
      s
     F
 D=XX0232
      fts
    F
 C=X3X010
    t  f
p - большой палец правой руки
a - безымянный палец правой руки
m - средний палец правой руки
i - указательный палец правой руки
       F
 Em/B=X2X000
       t
      F
 Am6=X0X212
        sft   
     F
 D7=X5453X
     tsuf
...
  [B7sus4 B7][Em  D  C Em/B]
 Why    she  had to go I don't   
  [Am6     D7]      G
 Know she wouldn't say
...

Если вы не очень разбираетесь в тактах, то не спешите огорчаться. В нашем уточнённом формате "Слова и Аккорды" такт практически всегда соответствует ритмической формуле аккомпанемента, которая обязательно приводится со счётом. Таким образом, аккорд B7sus4 играем на счёт "1" и "2", а аккорд B7 - на счёт "3" и "4". Далее в одном такте надо исполнить четыре аккорда, которые распределяем по каждому из четырёх тактовых отсчётов, применив некоторую смекалку по поводу исполнения баса. Затем, аккорды Am6 и D7, как условлено,  звучат по пол такта, а аккорд G звучит полный такт, поэтому скобки ему не нужны. Полагаю, что немногие любители аккомпанемента смогли бы точно и без головоломки распределить аккорды в этой песне, если бы не было тактовых скобок, которые, как видите, глаза особенно не перегружают, а информацию несут весьма ценную.

Сделаем выводы. Мои компактные уточнения формата "Слова и Аккорды" избавляют исполнителя аккомпанемента от трёх постоянных головных болей

Итак, мои уточнения песенного формата "Слова и Аккорды", не перегружая его дополнительной информацией, решают три первоочередные задачи исполнителя аккомпанемента:

  1. Компактный код для каждого аккорда песни ясно говорит о том, как его следует брать левой рукой и какие в нём басы, что избавляет гитариста от лишних и не всегда результативных поисков незнакомых аккордов. К тому же, даже знакомые аккорды в конкретной песне могут исполняться в нестандартном варианте, для чего коды просто необходимы.
  2. Ритмическая формула аккомпанемента в табулатурном формате с указанием счёта, с обозначениями пальцев и с указателями направлений ударов достаточно полно и доступно освещает суть действий правой руки исполнителя. Беспроблемное решение задачи о ритме и технике аккомпанемента песни по силам лишь весьма опытному и умелому гитаристу, а таких явное меньшинство, поэтому для большинства ритмическая формула - значительная помощь.
  3. Разбиение аккордов по тактам непосредственно над словами песни позволяет избежать многих существенных ритмических ошибок (то не доиграем, то переиграем...) при исполнении аккомпанемента. Подобные ритмические проблемы не свойственны лишь очень способным и опытным товарищам-гитаристам, а остальным разбиение аккордов по тактам очень не помешает.

Популярная песня "Ваше Благородие" из кинофильма "Белое солнце пустыни" является очень наглядным практическим примером, демонстрирующим преимущества моего уточнённого формата "Слова и Аккорды".

Песни, как погода, бывают разные. Одни вполне вписываются в рамки формата "Слова и Аккорды", большего им не надо. Но есть немало песен, которым аккордовый формат явно мал, они требуют большего. Разумеется, слова и аккорды, даже в уточнённом формате - это не предел мечтаний любителя гитары. Многим по силам играть более искусный аккомпанемент, но, по моему мнению, дальнейшая загрузка формата "Слова и Аккорды" информацией, с целью развития аккомпанемента, нецелесообразна, потому что лишает этот формат его главных прелестей - лаконичности и доступности. Дальнейшее развитие аккомпанемента требует качественно нового варианта представления музыки на бумаге, о чём я также основательно позаботился и предлагаю вашему вниманию соответствующий материал.

Извините, обозначенный ниже материал готовится!

Серия 24. Мой продвинутый табулатурный формат "Информативная Табулатура" со звуковой копией в формате MIDI  делает доступным развитый гитарный аккомпанемент

Copyright © 2003 Сергей Смоляков
Все комментарии по содержанию шлите на адрес - sergsmol@mtu-net.ru
Сайт создан в системе uCoz