Сайт: МуКроп >> Раздел сайта: Солнце Акустической Гитары >>

Часть 3

Наиболее популярная музыка для игры соло

В чётком формате "Информативная Табулатура" со звуковыми копиями в формате MIDI

Автор – Сергей Смоляков, московский учитель гитары


Содержание

Введение. О чём в данной части пойдёт речь, для кого и что особенного

Любителям гитары вполне по силам играть красивую и разнообразную музыку: песни, танцы, этюды, вариации - в инструментальном варианте, который не предполагает пения. Играть и петь совсем не проще, и не всем интереснее, нежели просто играть. Представленные здесь материалы созданы немалым трудом и фантазией, и адресованы гитаристам, владеющим основными приёмами игры в пальцевой технике (в народе говорят: "Играет переборами") и предпочитающим играть по табулатуре. Полагаю, что и новички найдут здесь немало познавательного и получат ясное представление о возможностях игры соло.

Глава 1. Ещё раз об игре соло

Глава 2. Что мы подразумеваем под определением "Популярная Гитарная Музыка"

Глава 3. Как на нашем сайте представлена музыка и как её следует осваивать

Глава 4. Представляю наиболее популярные пьесы для игры соло в формате "Информативная Табулатура" со звуковыми копиями в формате MIDI

Каждой пьесе присвоен уровень сложности, который может быть
начальным, средним или высоким!

The House of The Rising Sun - The Animals
(Дом восходящего солнца)
Вариации для гитары на тему песни, уровень сложности - начальный

Оригинальная версия этой песни в исполнении английской рок-группы "The Animals" была мировым хитом в 60-х годах, приобрела большую популярность в бывшем СССР, её и сейчас можно услышать по радио на волнах FM. Сравнительно несложная пьеса представляет собой гитарные вариации, основанные на аккордовых переборах с переходящим басом.

Этюд-романс - классик испанской гитарной школы Франциско Таррега
Оригинальное произведение для гитары, уровень сложности - начальный
  • посмотреть табулатуру (GIF - 23 Кб)
  • послушать (MIDI - 2 Кб)
  • прочитать рекомендации гитаристу
  • Практически неизвестная музыка для гитаристов, которые не играют по нотам. Небольшой, сравнительно несложный, но очень приятный и интересный этюд, основанный на аккордовой технике "испанское арпеджио", которая широко применяется и в современных поп-рок творениях.

    NEW! ALLEGRO - классик итальянской гитарной школы Мауро Джулиани
    Оригинальное произведение для гитары, уровень сложности - начальный
  • посмотреть табулатуру (GIF - 21 Кб)
  • послушать (MIDI - 2 Кб)
  • Очередной популярный этюд, который присутствует практически в каждом книжном пособии по классической игре. ALLEGRO в буквальном переводе с итальянского означает - ВЕСЕЛО. Но музыканты обычно понимают этот термин как исполнение музыки в быстром темпе, не обязательно весёлого характера. Этюд сравнительно несложный, но требует внимательного отношения и чёткой отработки. Информативная Табулатура весьма наглядно отражает все особенности исполнения данного произведения, поэтому мы не приводим "Рекомендации Гитаристу". Постарайтесь разобрать этот этюд самостоятельно.

    Печальная любовь - инструментальная пьеса в исполнении оркестра
    (Love Is Blue)
    Переложение для гитары с вариациями, уровень сложности - средний

    Это весьма популярная телевизионная фоновая мелодия западного происхождения. Пьеса для гитары средней сложности, в умеренно скором темпе, требует разнообразных действий рук.

    Feelings - М. Альберт
    (Чувства)
    Переложение очень известной западной песни с вариациями, уровень сложности - средний

    Одна из самых известных мелодий в жанре популярной музыки западного происхождения. Песня медленная, очень красивая, эмоциональная, с джазовым оттенком. Исполнителя оригинальной версии назвать затруднительно, эту песню записывали многие очень известные артисты, в том числе и российские. Переложение для гитары довольно удачное, умеренной сложности, требует уверенного владения основными приёмами игры.

    NEW! Ваше Благородие - музыка И. Шварца, слова Булата Окуджавы
    Переложение очень известной советской песни с вариациями, уровень сложности - высокий

     Песни в подобном ритме довольно трудно аранжировать для сольного исполнения на гитаре, но данный вариант можно считать удачным. В целом аранжировка сравнительно несложная, но здесь присутствует ряд непростых для любительского уровня аккордов с приёмом баррэ, поэтому пьесе присвоен высокий уровень сложности.  К тому же исполнитель данной пьесы должен уверенно владеть техникой двухголосия, техникой одновременного извлечения звуков, техникой гармонических фигураций.
     На нашем сайте эта песня представлена также в аккордовом формате: Ваше Благородие - слова и аккорды. Если вам трудно исполнить всю пьесу, то вы можете разучить лишь небольшое, но весьма эффектное вступление, которое существенно украсит однообразный аккордовый аккомпанемент.

     

    Эта таблица будет продолжена, следите за обновлениями нашего сайта!

    Глава 1. Ещё раз об игре соло

    Действительно, далеко не каждый любитель гитары горит желанием песни петь, а просто хочет играть на гитаре разную интересную музыку, которая при этом тоже обязательно поётся, но с помощью внутреннего слуха. Возможности гитары ни в коем случае не ограничиваются лишь фоновым сопровождением пения, гитара и без пения на многое способна. По моим наблюдениям, среди любителей гитары всё-таки больше тех, кто желает просто музыку играть, в том числе и песни, а само пение их не очень привлекает. Особенно характерно это для школьников. Они существенно меньше уверены в своих певческих способностях, нежели взрослые, и часто просто стесняются собственного пения. Ничего плохого я в этом не вижу, лучше сначала с игрой разобраться, да и петь тоже надо уметь, а умение приходит с учением и практикой.

    В зарубежной гитарной литературе есть понятие "игра соло". Под этим подразумевается исполнение на гитаре самодостаточной музыки, которая не подчинена пению, а интересна сама по себе, хотя в оригинальном варианте вполне может быть и песней. Классическая школа именно в таком качестве рассматривает игру на гитаре, а песенный аккомпанемент считает лишь весьма незначительной своей составной частью. Гитаристу-любителю со средними способностями вполне по силам играть в режиме соло и песни, и танцы, и многое другое, о чём начинающий гитарист часто понятия не имеет.

    Игру соло не следует приравнивать к исполнению гитарных партий в рок-группах и разных гитарных ансамблях. Исполнению гитарных партий в ансамбле посвящён другой раздел нашего сайта - Созвездие "Электрогитара и Бас". В данном случае под "игрой соло" мы подразумеваем чисто индивидуальную многоголосную игру по формуле: Мелодия + Аккомпанемент. Используя разнообразную пальцевую технику, гитарист может исполнять музыку как бы за два или три отдельных инструмента, но это не означает равноценного соперничества, потому что возможности одного инструмента всегда скромнее.

    Музыку, предназначенную для сольного исполнения на гитаре, можно разделить на две основные группы: оригинальные произведения и аранжированные. Под оригинальными произведениями понимаем музыку, специально написанную для исполнения на гитаре, чем занимаются гитаристы-композиторы, которые творили, творят и будут творить, а мы будем их прекрасные творения играть. Однако заметим, что широкой публике оригинальная гитарная музыка не очень известна, потому что товарищи, трудящиеся на ниве культурного воспитания масс за счёт средств, от масс поступающих, относятся к гитаре как к некой бандуре или балалайке испанского происхождения, которая "не может соответствовать высоким эстетическим требованиям академической музыки" и, следовательно, не заслуживает их фортепьянно-скрипичного внимания. Оригинальная музыка не требует дополнительной переработки, она полностью готова для гитариста, однако может быть весьма непростой, поэтому возможны редакционные упрощения.

    Остальная музыка, исполняемая на гитаре в сольном варианте, является аранжированной, то есть переработанной под возможности гитары. Необходимо ясно представлять, что любая песня требует аранжировки для сольного инструментального исполнения на гитаре, потому что в оригинале песню исполняют, как минимум, два инструмента: голос и гитара. Аранжировка - понятие довольно растяжимое, её можно выполнить по-разному. Порой аранжировка песни для сольного исполнения на гитаре лишь весьма отдалённо напоминают оригинальную версию. Это не мудрено: попробуйте полно и чётко "вложить" в одну гитару музыку, которую поёт и играет целая рок-группа.

    Наиболее близким к оригиналу вариантом аранжировки является переложение для гитары, которое предполагает исполнение музыки, изначально написанной для одного или нескольких других инструментов. Встречаются и весьма вольные гитарные аранжировки оригинальных песен и пьес, например, вариации, обработки или фантазии на некую музыкальную тему. В таком случае большого приближения к оригиналу ожидать не приходится. Дай бог, что вы песню местами узнаете, а в остальном это свободное гитарное творчество автора аранжировки в режиме вариаций и фантазий. Подобное явление не ново, можно привести немало примеров того, как некоторые поп и рок исполнители перепевают не свои песни в формате "пусть родная мама не узнает", и это ценится. Короче говоря, не спешите удивляться, если исполняемая вами на гитаре в режиме соло некая песня звучит несколько странно и неожиданно по отношению к оригиналу.

    Глава 2. Что мы подразумеваем под определением "Популярная Гитарная Музыка"

    К сожалению, в повседневной жизни примеров разнообразной и красивой игры соло существенно меньше, чем песенных. Конечно, не в дремучем лесу живём, при желании можно купить CD из серии "Испанская гитара" или "Классическая гитара" и послушать, что и как на гитаре люди играют. Однако. Люди, которые записывают свою игру на CD - это, как правило, мастера-профессионалы. И записывают они не пьесы для начинающих, а что-то довольно крутое, которое слушать приятно и интересно, но на любительском исполнительском уровне осилить очень непросто.

    Можно положиться на то, что преподаватель игры на гитаре предложит. Подобный подход уместен при обучении детей в возрасте от 9 до 14 лет, у которых окончательно не сложились музыкальные предпочтения и они готовы играть практически любую музыку, да и то не всегда. Товарищи постарше хотят более ясно представлять, за что они будут "бороться". Начинающему гитаристу не следует совершать подвиги по поводу того, чтобы научиться что-то подбирать, придумывать или сочинять в режиме игры соло. Это задача не для начинающего, а для многоопытного, усердного и способного гитариста. Люди на гитаре не первый и не второй год играют, очень много интересного уже придумали и сочинили, поэтому на первом этапе изобретать "гитарные велосипеды" нет никакой необходимости, лучше разбираться с готовым материалом.

    А что нам приготовили? Приготовили музыку самых разных стилей и направлений: от классики и народных песен до тяжёлого рока. Общее количество существующей гитарной музыки очень внушительно, но, к удивлению, её золотой любительский пласт сравнительно невелик. Есть тому причины.

    Во-первых, любитель гитары - музыкант весьма привередливый. Он склонен играть исключительно только ту музыку, которая ему нравится, но знает музыки очень мало, поэтому нравится ему лишь несколько популярных мелодий. За любую незнакомую музыку, даже под руководством учителя, любитель гитары берётся с неохотой, требующей наглядного переубеждения, что мне нередко удаётся. А вообще, музыкальных шедевров, которые мгновенно захватывают и вдохновляют незнакомого с ними слушателя, не так уж много. Как правило, музыка требует времени и сил для её достойной оценки, что нынче определяется термином "раскрутка". Поэтому не спешите морщиться от незнакомой музыки - послушайте, проникнитесь, попробуйте сыграть, затем принимайте решение.

    Во-вторых, любителю гитары часто нравится музыка весьма сложная, которая требует существенно более высокого исполнительского уровня, нежели тот, которым он на данный момент обладает. А он всё равно хватается за сложное и, конечно, изрядно помучившись, сводит к "холодному нулю" весь свой раскалённый гитарный пыл. Поэтому не гонитесь, ребята, за очень сложным, если вы пока не доросли, есть немало сравнительно несложного, но красивого и интересного, просто постарайтесь это уловить.

    Таким образом, мы будем играть сравнительно несложную музыку, которая может иметь огромную популярность, например, "Yesterday" - The Beatles, или может быть практически неизвестной - "Этюд-романс" Ф. Тарреги. Но в любом случае эта музыка будет красивой, содержательной и интересной согласно и моему мнению, и мнению многих людей, которые о НЕЙ узнали, прониклись, освоили и полюбили.

    Глава 3. Как на нашем сайте представлена музыка и как её следует осваивать

    Музыка для гитары представлена на нашем сайте в моём уточнённом табулатурном формате, который я определил как "Информативная Табулатура". О преимуществах, сути и деталях этого формата вы можете узнать в материале: "О табулатуре вообще и о моей Информативной Табулатуре в частности". Не игнорируйте эти сведения, иначе многое будет непонятно. Сами табулатуры я стремился сделать максимально ясными для головы и чёткими для глаз, что потребовало больших затрат времени и сил. А как же иначе? Качество всегда требует существенных усилий, которые люди оценивают по достоинству. Правда, не всегда, если не с чем сравнивать.

    Мои табулатуры представлены в графическом формате GIF. Каждая пьеса обычно занимает один или два печатных листа формата A4. Соответствующий одному листу графический файл составляет не более 25 Кб. Особо отметим, что графические файлы с табулатурой специально подготовлены для беспроблемной печати прямо из броузеров MS Internet Explorer 6 или Opera 6 в среде Windows. Специальной подгонки изображения при печати не требуется, каждый файл полностью занимает всё рабочее пространство листа формата A4, оставляя лишь поля. Возможны лишь небольшие обрезания краёв табулатуры, что следует исправлять уменьшением размеров полей по краям печатного листа.

    Непременным спутником табулатуры я считаю музыкальный файл, который является её точной звуковой копией. Да, моя "Информативная Табулатура" принципиально не отличается от нотной записи, по ней можно чётко сыграть и незнакомую музыку. Но такова уж психология гитариста-любителя, который, даже при наличии немалого опыта, не хочет играть то, что своими ушами не слышал. А о неопытных гитаристах, понятно, и говорить нечего, в их уши любую музыку необходимо предварительно кропотливо и тщательно, простите, вдалбливать.

    Конечно, лучше слушать музыку в живом аудио формате, скажем, MP3. Однако, для большинства пользователей Интернет он пока довольно объёмен, поэтому я применяю гораздо более компактный формат MIDI, который по звуковой выразительности уступает, но для учебных целей вполне пригоден и, на мой взгляд, даже имеет некоторые преимущества. Например, при проигрывании MIDI файла вы можете задавать разный темп воспроизведения, измеряемый количеством тактовых отсчётов в минуту, при этом музыка принципиально не искажается. Можно зацикливать воспроизведение всей пьесы или отдельной её части, изменять тембр звучания и т. д.

    Жизнь показывает, что даже продвинутые пользователи компьютера далеко не всегда имеют о музыке в формате MIDI внятное представление, хотя информации можно найти немало. Полагаю, есть необходимость пояснить основные моменты.

    Файл MIDI относится к мультимедийным звуковым файлам, но не содержит самих звуков музыки, в нём фактически упакованы только её ноты и специальные управляющие команды. MIDI файл можно проигрывать на компьютере универсальным проигрывателем Windows или аналогичным WinAmp. Эти проигрыватели воспроизводят ноты MIDI файла на синтезаторе, который имеется в каждом компьютере, содержащем звуковую плату. Причём, у вас может быть и не один синтезатор. Информация о "текущем" синтезаторе, на котором воспроизводят MIDI файл универсальные проигрыватели, находится, например, в случае Windows ME, по адресу: Мой Компьютер >> Панель управления >> Звук и мультимедиа >> Аудио >> Воспроизведение MIDI. Здесь можно выбрать синтезатор для воспроизведения MIDI, сравнивая качество звучания, которое может быть очень разным. Несомненно, лучшее качество будет у синтезатора, скажем, "Microsoft GS Wavetable SW Synth", нежели у аппарата "Синтезатор ЧМ Creative", а вот прибор "Creative MPU-401" вообще молчит, потому что это только выход на внешний синтезатор. Некоторые проигрыватели MIDI файлов содержат собственное меню по выбору синтезатора.

    Кроме универсальных проигрывателей MIDI музыку можно весьма качественно воспроизводить на специальных проигрывателях, наиболее популярным из которых является Yamaha S-YXG100. Это не просто проигрыватель, а ещё и качественный программный синтезатор. Если MIDI файл на вашем компьютере звучит на уровне сотового телефона, есть большой смысл в том, чтобы послушать синтезатор Yamaha S-YXG100. Подробную информацию о нём вы можете найти по адресу:

    Итак, вашему вниманию предлагаются полноценные табулатуры с точными звуковыми копиями в формате MIDI, что существенно избавить вашу голову от мучительных гаданий и сомнений при исполнении музыки. Однако, от некоторых пояснений и рекомендаций, как это всегда делает учитель, я всё же решил не отказываться, практика показывает, что они нужны. Поэтому каждую пьесу я сопровождаю небольшим пояснительным текстом, в котором внимание гитариста заостряется на особенностях исполняемой музыки, сложных и неоднозначных моментах, распространённых ошибках и неточностях. Не игнорируйте эти рекомендации, своя голова - хорошо, а ещё одна искушённая голова совсем не помешает.

    Полагаю, я сделал немало для того, чтобы облегчить вашу гитарную жизнь. Теперь дело за вами. Главное - не спешить! В материале о сути Информативной Табулатуры я также уделяю внимание вопросам её практического освоения. Теперь сформулируем общие принципы этого захватывающего процесса.

    1. Прежде всего, тщательно и неоднократно прослушайте MIDI файл, который является звуковой копией пьесы, изложенной в табулатурном формате. Необходимо твёрдо закрепить в памяти музыку, которую вам предстоит исполнить, иначе дальнейший процесс сведётся к весьма утомительным и малопродуктивным гаданиям.
    2. Далее внимательно читайте рекомендации гитаристу, которые прилагаются к каждой пьесе. Это поможет вам избежать типичных ошибок и облегчит освоение непростых мест. К тому же, рекомендации часто содержат ценные сведения общего учебного характера.
    3. Затем неторопливо, в пошаговом режиме, так за тактом осваивайте табулатуру на гитаре, строго соблюдая все технические рекомендации о действиях пальцев. Не игнорируйте эту информацию! Чёткая расстановка пальцев - залог успешного освоения пьесы. Помните, что главная трудность не в том, чтобы понять и запомнить музыку, а в том, чтобы суметь внятно исполнить её руками. Отдельно многократно отрабатывайте сравнительно сложные или непривычные для вас приёмы и в левой, и в правой руке.
    4. Старайтесь последовательно запоминать то, что играете. Отработав несколько раз один такт, приступайте к следующему такту, освоив который, повторяйте сначала все пройденные такты. Подобный режим последовательного наращивания и повторения необходим, потому что качество игры по памяти для любителя существенно выше качества игры по бумаге. Не нравится? Учитесь играть в беглом профессиональном режиме по нотам "с листа", на что потребуется не один годик усердных занятий.
    5. После чёткой расстановки пальцев и отработки сравнительно сложных мест, главная задача любительской игры сводится к плавному, без явных сбоев и остановок, исполнению пьесы в неспешном темпе. Лишь после решения этой основной задачи есть смысл доводить темп до оптимального и далее работать над выразительностью исполнения.
    6. Не старайтесь сыграть сразу всё подряд, одним махом и как попало. У любителя ничего путного из этого никогда не получается, потому что "сразу" может играть лишь профессионал, да и то не каждый.
    7. При подобной тщательной и последовательной работе над пьесой вы весьма скоро будете играть её свободно на память. При этом игра ваша будет чёткой, уверенной и просто красивой, а это и есть мечта гитариста-любителя. Больших Вам Гитарных Успехов!
    Copyright © 2003 Сергей Смоляков
    Все комментарии по содержанию шлите на адрес - sergsmol@mtu-net.ru
    Сайт создан в системе uCoz