Сайт: МуКроп >> Раздел сайта: Справочные материалы >>

О табулатуре вообще и о моей Информативной Табулатуре в частности

Автор – Сергей Смоляков, московский учитель гитары


Содержание

  • Глава 1. Табулатура - это всего лишь изобретательный вариант нотного письма

  • Глава 2. Пример Информативной Табулатуры с пояснениями. Три начальных такта из песни "Yesterday" - The Beatles со звуковой копией в формате MIDI

  • Глава 3. Освоение Информативной Табулатуры начинается ... с её прослушивания в формате MIDI, а также немного о MIDI

  • Глава 4. Зачем табулатуре нужна запись ритма

  • Глава 5. Не пренебрегайте обозначениями пальцев - это немалая сила!

  • Глава 6. Роль аккордовых обозначений и кодов в формате "Информативная Табулатура"

  • Глава 7. Рекомендации гитаристу - весьма полезное дополнение к Информативной Табулатуре

  • Глава 8. Краткий справочник по Информативной Табулатуре

  • Заключение. Сделаем табулатурные выводы


  • Глава 1. Табулатура - это всего лишь изобретательный вариант нотного письма

    Табулатура не является особой системой фиксации музыки на бумаге, как некоторые считают. Табулатура - это вариант нотного письма, в котором каждый нотный овал пересчитан в соответствующий цифровой номер грифового лада, а полученная цифра располагается на линии той струны, на которой эту ноту надо извлекать. Таким образом, цифры номеров ладов в табулатуре играют роль нотных овалов, а линейки нотного стана заменены линиями струн. В этом и только в этом состоит отличие табулатуры от стандартного нотного письма.

    Любые гитарные ноты может пересчитать в табулатуру и обратно и человек, и компьютерная программа согласно таблице расположения нот на грифе, чем некоторые гитаристы порой и занимаются. Нет никаких причин радоваться тому, что в табулатуре часто отсутствуют важнейшие атрибуты нотного письма: запись музыкального ритма, обозначения пальцев, разделение голосов и так далее. Всё преимущество табулатуры относительно стандартного нотного письма состоит в том, что она, родимая, избавляет гитариста от определённого головного напряжения по поводу запоминания расположения нот на грифе. Вот как мы боимся незначительной, но "лишней" умственной  работы!  А чему, собственно, удивляться? Не по этой ли "головной" причине, например, глюковатые, но доступные даже домохозяйке "винды" напрочь разгромили всякие крепкие DOSы и OSы? Аналогичный случай произошёл и с табулатурой, которая, вопреки всем нотным достоинствам, торжественно шествует по свету, а особенно по Интернету. Это факт. Оспаривать его - значит идти против народа, а он всегда прав, даже если немного объективно заблуждается. Если народу что-то несколько бестолковое нравится, то ни в коем случае не надо упрекать его в лени и недальновидности, просто ему необходимо "дать это" в наилучшем виде. Именно поэтому мы и "возимся" с табулатурой.

    Если в обычном тексте не указаны ударения в словах, то это совсем не значит, что, читая этот текст вслух, можно делать ударения, как захочется. Просто вы о них знаете заранее, а если не знаете, то ищете  в словаре. Аналогичные явления наблюдаются и в музыке. Если табулатура умалчивает о том, что, несомненно, важно при исполнении музыки, значит, вы об этом должны знать заранее, спросить у знакомого или додумать самостоятельно, как в кроссворде. Так гитарист, играющий по табулатуре, не станет исполнять  музыку, которую он никогда не слышал, потому что табулатура в своём базовом формате, когда есть только линии струн и номера ладов, о многом умалчивает. С другой стороны, гитарист, свободно играющий по нотам, берётся за совершенно незнакомую музыку, потому что нотное письмо говорит о музыке не меньше, чем говорит о речи обычное письмо.

    Многие авторы табулатур, особенно авторы интернетные, осознают неполноценность базового табулатурного формата и стараются дополнить его необходимой информацией, главным образом указанием ритма, изобретая различные системы обозначений. Каких только табулатур не встретишь в Интернете! Одно время я тоже занимался подобными изысканиями, проверял их на практике, переделывал, снова проверял... В конце концов, пришёл к выводу, что нет смысла изобретать "табулатурные колёса" на фоне торжествующего не одно столетие нотного письма. Нет, от табулатуры я не отказался, я просто использую так называемую "табулатуру с ритмом", на которую ориентированы продвинутые программные нотные и табулатурные редакторы. В таком варианте "голая" табулатура дополняется всеми необходимыми атрибутами, причём, имеется возможность для ввода дополнительных параметров, что я и сделал.

    Всякая дополнительная информация требует дополнительных сил и времени для  её усвоения, что несколько усложняет дело. С другой стороны, отсутствие важной информации может вызвать столько головной боли и нервных напряжений, что дело станет просто непосильным, поэтому ценные сведения в разумных пределах всегда уместны. Именно из этих соображений я исходил, работая над уточнением табулатурного формата, и дал ему название "Информативная Табулатура".

    Полагаю, на этом принципиальные рассуждения о табулатуре можно завершить и перейти к конкретным табулатурным вопросам.

    Глава 2. Пример Информативной Табулатуры с пояснениями. Три начальных такта из песни "Yesterday" - The Beatles со звуковой копией в формате MIDI

    Суть и детали предлагаемого мной формата "Информативная Табулатура" лучше рассматривать на конкретных примерах. Возьмём куплет из песни "Yesterday" - The Beatles в многоголосном переложении для гитары. Вот так выглядит начальная часть куплета в моём табулатурном формате.

    Послушать звучание в формате MIDI, 0.4 Кб, GM

    InfoTAB_Yesterday-Example

    Если вы, в некотором роде, знакомы со стандартными нотами, то заметите, что эта табулатура содержит все основные нотные атрибуты кроме, разумеется, нотных овалов на линейках. На первый взгляд, всё это может показаться весьма сложным и малооправданным, но, поверьте, в том, что вы видите, есть толк и для среднестатистического гитариста-любителя. Это уже проверено.

    Как можете заметить, я оформляю Информативную Табулатуру в графическом формате, используя типы файлов PNG или GIF.  В этих форматах в Интернете обычно представляют ноты, для которых текстовый формат не годится. Качество такой нотной графики зачастую весьма печальное - глаза поломаешь, поэтому табулатуру я стараюсь делать (такое нигде не передерёшь) не мелкой и графически чёткой, чтобы глазам было приятно. Что касается объёма получаемых файлов, то он вполне умеренный, потому что такая графическая табулатура весьма компактно размещается по зрительному пространству, чего не скажешь об обычной табулатуре в текстовом формате.  Например, обычная пьеса для игры соло занимает в среднем 1 - 2 листа при выводе на печать в формате A4, а соответствующий одному листу файл составляет не более 25 Кбайт.

    Кстати, печать нотных или табулатурных графических файлов, размещенных в Интернете, нередко вызывает серьёзные проблемы. То файл слишком велик для печатного листа, то слишком мал, то вообще непонятно, как с ним справиться при выводе на печать. Конечно, можно использовать программы для подгонки изображений при печати, но далеко не все пользователи горят желанием заниматься подобными экспериментами. Учитывая эти проблемы,  я специальным образом готовлю графические файлы с табулатурой для беспроблемной печати прямо из броузеров MS Internet Explorer 6 или Opera 6 в среде Windows. Специальной подгонки изображения при печати не требуется, каждый файл полностью занимает всё рабочее пространство листа формата A4, оставляя лишь поля. Возможны лишь небольшие обрезания краёв табулатуры, что следует исправлять уменьшением размеров полей по краям печатного листа.

    Глава 3. Освоение Информативной Табулатуры начинается ... с её прослушивания  в формате MIDI, а также немного о MIDI

    Непременным спутником табулатуры я считаю музыкальный файл, который является её точной звуковой копией. Да, моя Информативная Табулатура принципиально не отличается от нотной записи, по ней можно чётко сыграть и незнакомую музыку. Но такова уж психология гитариста-любителя, который, даже при наличии немалого опыта, не хочет играть то, что своими ушами не слышал. А о неопытных гитаристах, понятно, и говорить нечего, в их уши любую музыку необходимо предварительно кропотливо и тщательно, простите, вдалбливать. Поэтому знакомство с табулатурой начинайте не просто с визуального просмотра, а с внимательного и неоднократного прослушивания её MIDI файла до тех пор, пока музыка не закрепится в вашей слуховой памяти. Затем следует ознакомиться с рекомендациями гитаристу, о них поговорим ниже, и лишь потом можно переходить к пошаговому практическому освоению пьесы.

    Звуковая копия позволяет решить неразрешимую для обычной табулатуры задачу, которая заключается в том, что совершенно незнакомую музыку гитарист в принципе играть не может. Теперь может, если внимательно прослушает прилагаемый к табулатуре MIDI файл и не будет спешить с выводами. Тщательно прослушивать MIDI файл следует и в том случае, если, по вашему мнению, вы отлично знаете и представляете на слух песню, которую хотите исполнить. Учтите, что вы можете играть песню в вольной обработке для сольного исполнения на гитаре, а она часто звучит своеобразно по отношению к оригинальной записи целой рок-группы. Ещё своеобразнее звучат вариации на тему некой песни, потому что вариации основаны на фантазии их автора.

    Конечно, лучше слушать музыку в живом аудио формате, скажем, MP3. Однако, для большинства пользователей Интернета он пока довольно велик, поэтому я применяю гораздо более компактный формат MIDI, который по звуковой выразительности уступает, но для учебных целей вполне пригоден и, на мой взгляд, даже имеет некоторые преимущества. Например, файл MIDI вы можете проигрывать с любой нужной скоростью, при этом музыка никак не искажается. С аудио файлом подобные операции весьма затруднительны. Жизнь показывает, что даже продвинутые пользователи компьютера далеко не всегда имеют о MIDI музыке внятное представление, хотя информации можно найти немало. Поэтому, если MIDI файл у вас вообще не звучит или звучит на уровне сотового телефона, то не поленитесь узнать, где у вас в компьютере сидит... синтезатор (непременно сидит!), какого он качества и как это качество можно улучшить.

    Дополнительные сведения о проигрывание MIDI файлов вы найдёте в следующем материале нашего сайта "Практические примеры музыки для гитарных групп и ансамблей"

    Глава 4. Зачем табулатуре нужна запись ритма

    Даже невооруженным музыкальными знаниями глазом видно, что моя табулатура содержит запись ритма. Эта система записи ритма полностью соответствует системе нотного письма, которая весьма точно отображает на бумаге длительность и ударение каждого музыкального звука, что и составлять суть музыкального ритма. Как отмечалось выше, единого стандарта на запись ритма в табулатуре нет. Часто автор табулатуры использует некую собственную систему, которая в отдельных случаях может быть вполне толковой и уместной, например, указание счёта, но по полноте и универсальности она неизменно уступает нотной системе.

    Не будем морочить головы, а откровенно скажем, что нотная система записи ритма не является очень простой и доступной. Это довольно хитрая, абстрактно-математическая система, которая к тому же, при освоении, требует от музыканта немалой практической работы, аналогичной кропотливым спортивным тренировкам.

    Так зачем нам этот ритм? Не всё так страшно. Во-первых, не очень ленивому гитаристу-любителю вполне по силам, даже самостоятельно, вникнуть в основы чтения музыкального ритма, а это уже огромный плюс, позволяющий чётко разбирать даже малознакомую музыку. Пусть не любой ритм вы сможете уверенно читать, но, зная его суть и основы, будете чувствовать себя существенно комфортнее. Во-вторых, жизнь показывает, что нотная система записи ритма оказывает немалую помощь даже тем гитаристам, которые практически не имеют о ней представления. Табулатура с ритмом просто гораздо нагляднее и воспринимается определённее.  Полагаю, что нотная система записи ритма действует на человека на уровне подсознания, что лишний раз говорит о том, насколько она толкова, хотя и не проста.

    Если же вы никак не хотите вникать в запись ритма, то можно успешно исполнять музыку, взирая как обычно лишь на струны и лады, но в этом случае вам очень чётко нужно предварительно представлять эту музыку на слух, для чего и служит прилагаемый MIDI файл. Странное порой явление наблюдается. Гитарист не горит желанием осваивать запись ритма, внимательно прослушать музыку, которую он намерен исполнить, также лень, но чётко сыграть эту музыку по "голой" табулатуре он... очень хочет, полагая, что я ему открою некую ритмическую тайну. Нет, ребята, чудес не ждите - с чистого листа сказку не прочитаешь, а хочется.

    К сожалению, в обширной музыкальной литературе не сразу можно найти чёткие и ясные сведения о записи музыкального ритма. Порой создаётся впечатление, что автор книги сам до конца не представляет то, о чём пишет, а просто переписывает материал о нотной грамоте из некоего стандартного и не самого удачного источника. Запись музыкального ритма заслуживает отдельного обстоятельного разговора, и я над этим работаю. А пока могу предложить вашему вниманию только справочные сведения о записи музыкального ритма, которые, естественно, всему не научат, но будут очень неплохим подспорьем.

    Информативная Табулатура. Справка № 2 - Запись ритма

    графический формат - GIF, размер файла - 26 Кб

    Повторяю, если вы не хотите осваивать запись ритма, то можете играть, учитывая только струны и лады. Запись ритма вам особенно не помешает, кроме, может быть, так называемых ритмических лиг. Ритмическая лига - это дуга, соединяющая два одинаковых по высоте звука. Смысл ритмической лиги состоит в том, что она просто продлевает первый звук на время второго, то есть второй звук отдельно не извлекается.  Посмотрите на начало второго такта нашего примера "Yesterday". Здесь есть пара залигованных звуков на струнах 3 и 4, которая извлекается лишь одним ударом правой руки по струнам.

    Если вы знакомы с нотной системой записи ритма или собираетесь её осваивать по нотным учебникам, в чём есть смысл, то следует иметь в виду, что в табулатурном варианте есть небольшая проблемка, которая до сих пор однозначного решения не имеет. Речь идёт об изображении в табулатуре звука, имеющего половинную длительность - 1/2. Некоторые нотные редакторы просто присваивают в табулатуре половинке длительность четверти, что катастрофы не влечёт, но точность никогда не бывает лишней. В Информативной Табулатуре я выделяю половинки при помощи крестика на штиле (см. такт 2 "Yesterday"), что, по-моему, наглядно.

    Теперь о разделении голосов. Каждая цифра лада имеет при себе тонкую вертикальную палочку, которая называется штилем и является ритмическим нотным атрибутом. Можно заметить, что штили одних звуков направлены вверх - это есть мелодия песни, а штили других звуков направлены вниз - это аккомпанемент, то есть сопровождение мелодии. Таким образом производится разделение голосов в многоголосной музыке для того, чтобы исполнитель ясно представлял роль каждого звука. А разве это и так не ясно? Иногда ясно, но часто звуки мелодии таким хитрым образом переплетаются с аккомпанементом, что без разделения голосов играть очень непросто,  и песня "Yesterday" тому яркий пример.

    Глава 5. Не пренебрегайте обозначениями пальцев - это немалая сила

    Весьма важным преимуществом моего формата "Информативная Табулатура" я считаю указание аппликатуры, то есть указание расстановки пальцев и левой руки, и правой руки при исполнении музыки на гитаре.  Нотное письмо, конечно, содержит аппликатуру в том или ином объёме, о величине которого принимает решение автор или редактор. А вот стандартная табулатура, как правило, "всякими там пальчиками", ох, как пренебрегает, а зря.

    Брезгуют "пальчиками" и многие гитаристы, играющие по табулатуре, считая, что им нужны лишь струны и лады, а уж их пальчики-то всё сыграют. Но не там уж было! Смотрит нередко такой гитарист на некую табулатуру, вроде бы, всё со струнами и ладами ясно, но нет даже понятия о том, как к этой музыке руками-то подступиться. И начинает он играть, как чёртик на руки положит, а ручки бедные при этом так выкрючиваются и страшно устают, что уже ни музыка, ни гитара не милы. Вот вам и пальчики!

    Странное дело, господа гитаристы, наблюдается. Толковые гитарные ноты, явно рассчитанные на профессиональный уровень исполнителя, содержат подробную аппликатуру, и профессионалы это весьма ценят. А любители, получается, ходят в суперумельцах, которым "всякие там аппликатуры" ни к чему? Некоторые товарищи гитаристы, уныло глядя в мою табулатуру с обозначениями пальцев, прямо так и заявляют, что "пальцы" им не нужны, но тут же беспомощно просят показать, как мои пальцы желанную песню играют. Разумеется, мои пальцы играют точно так, как в табулатуре указано, просто товарищу лень в нескольких буквах разобраться, пусть лучше дядя покажет. А дядя наш может показать работу пальцев не только нескольким москвичам, а каждому желающему, где бы он ни находился. Далее узнаем, как это делается.

    Затруднений с обозначениями пальцев правой руки в табулатуре не наблюдается. Большинство авторов табулатур, и я в их числе, используют стандартные нотные буквенные обозначения, которые путаницы с цифрами ладов не вызывают.

    Обозначения пальцев правой руки в Информативной Табулатуре
    Названия пальцев Обозначения
    указательный i
    средний m
    безымянный a
    большой p

    К тому же, чтобы обозначения пальцев правой руки не путались с другими обозначениями и не мешали чтению самой табулатуры, я решил упорядочить их расположение, а также выделять определённым шрифтом. Взгляните на наш пример "Yesterday". Обозначения пальцев правой руки расположены под табулатурой по вертикальным осям звуков-цифр. Каждое одиночное обозначение соответствует расположенному вверху звуку. Столбик из двух букв означает: верхняя буква относится к самому верхнему звуку, а нижняя - к самому нижнему. Если на вертикальной оси только два звука, то всё однозначно. Но в начале такта 3 по вертикальной оси расположены 4 звука? Данный эпизод следует понимать так: палец "a" извлекает самый верхний звук на первой струне, палец "p" извлекает самый нижний звук на шестой струне, а звуки на второй и третьей струне извлекают соответственно пальцы "m" и "i", которые явно не обозначены, но вводятся в действие согласно общему правилу одновременного извлечения звуков на соседних струнах. А по-другому и не сыграешь, хотя некоторые пытаются.

    В отличие от правой руки, с обозначениями пальцев левой руки в табулатуре возникают определённые проблемы, которые пока общепризнанного решения не имеют. Дело в том, что в нотах пальцы левой руки обозначаются цифрами 1, 2, 3, 4, что для табулатуры крайне неудобно, потому что возникает существенная путаница с цифрами ладов. Мне встречались табулатуры с нотными обозначениями пальцев левой руки, которые располагались на большом отдалении от цифр ладов. Такой вариант также нельзя признать удобным с визуальной точки зрения, а номера пальцев всё равно путаются в голове гитариста с номерами ладов. Исходя из подобных трудностей, я предлагаю обозначать пальцы левой руки в табулатуре строчными буквами латинского алфавита, как указано в таблице. Аналогичные обозначения я использую и в аккордовых кодах, где проблема та же.

    Обозначения пальцев левой руки в Информативной Табулатуре
    Названия пальцев Обозначения (англ.)
    указательный first
    средний second
    безымянный third
    мизинец fourth

    К тому же, я выделяю обозначения пальцев левой руки определённым шрифтом, что облегчает восприятие табулатуры в целом. Обозначения пальцев левой руки располагаются по всей табулатуре и, как правило, перед звуком-цифрой. Однако предпочтительнее, на мой взгляд, располагать эти обозначения в верхней части табулатуры. Если в табулатуре присутствует код аккорда, см. такт 2  примера, то обозначения пальцев левой руки переносятся из поля табулатуры в поле кода, что имеет определённый смысл, о котором поговорим ниже.

    Глава 6. Роль аккордовых обозначений и кодов в формате "Информативная Табулатура"

    Довольно часто в многоголосной табулатуре применяются аккордовые обозначения, но их роль, на мой взгляд, чётко не определена. Я также использую аккордовые обозначения, причём, дополняю их аккордовыми кодами, которые делают табулатуру несколько громоздкой, но эта избыточность оправдана. Особенно эффективно применение аккордовых обозначений с кодами в музыке, основанной на приёме арпеджио и гармонических фигурациях.

    Дело в том, что исполнение многоголосной музыки складывается из отдельных музыкально-технических приёмов: одноголосие, двухголосие, арпеджио, гармонические фигурации и так далее. Разумеется, гитарист должен владеть основными приёмами, чтобы внятно исполнить нечто многоголосное, но он ещё должен ясно представлять, где определённый приём следует применять.  Многие гитаристы-любители даже не подозревают о такой проблеме. В результате аккордовое арпеджио часто играем в режиме одноголосия, выделывая пальцами жонглёрские чудеса, и, наоборот, одноголосный пассаж пытаемся сыграть на аккордовых переборах. Чётко и без подсказок использовать приёмы игры может лишь гитарист, уверенно владеющий основами музыкальной грамоты, скажем, отличающий аккорд от гаммы и основательно освоивший технику. Сами понимаете, большая часть простого гитарного народа подобным умением не отличается, поэтому ему просто необходимы соответствующие уточнения в табулатуре.

    Уточнённое использование аккордовых обозначение в табулатуре позволяет избавиться от несоответствий в приёмах игры. Я это делаю следующим образом. Если в табулатуре присутствует аккордовое обозначение, то вся последующая музыка играется в аккордовом режиме, то есть пальцы левой руки постоянно держат базовый аккорд, на фоне которого могут появляться дополнительные звуки. Если же некий отрезок музыки необходимо исполнить в режиме одноголосия или двухголосия, то я ставлю в его начале обозначение "NC" - "No Chord" - "Нет Аккорда". Конечно, встречаются и более замысловатые игровые ситуации, но на любительском уровне они редки.

    Поясним вышесказанное на нашем примере из песни "Yesterday".  Общий подход таков: обычно в начале каждого такта берём левой рукой аккорд согласно его коду. Затем, держа аккорд пальцами левой руки, извлекаем звуки правой рукой, согласно табулатуре с непременным учётом обозначений пальцев правой руки. Левая рука держит текущий аккорд до следующего. Наличие обозначений пальцев левой руки в поле табулатуры (см. середина такта 2 -"u") говорит о том, что в действиях левой руки должны произойти изменения относительно расположения пальцев, указанных в коде.

    Анализируем первый такт, в котором есть обозначение аккорда G, но нет его кода. Значит, пальцы левой руки предварительно аккорд не берут, а действуют последовательно,  согласно обозначениям в табулатуре. Однако обозначение аккорда настойчиво говорит о том, что в текущем эпизоде присутствует аккордовый режим, который не предполагает поочерёдной смены пальцев левой руки, то есть надо как-то держать аккорд. Смотрим внимательнее. Ясно, что три ноты мелодии, исполняемые на одной третьей струне, в аккордовый режим не вписываются, а вот аккомпанемент можно и нужно исполнить на аккорде G, который держится двумя пальцами левой руки на струнах 5 и 6. В результате в первом такте играем в аккомпанементе нестандартное арпеджио на аккорде G, перебирая басовые струны, которое переходит в небольшую фигурацию с одновременным ударом.

    Второй такт начинается с аккордового обозначения B7/F#, но теперь с кодом. Поэтому в самом начале такта берём левой рукой аккорд, согласно коду, и выполняем три звукоизвлекающих удара правой рукой, ничего не меняя в левой, то есть держим аккорд. Перед четвёртым звуком (вторая струна, второй лад) стоит обозначение пальца левой руки "u", что говорит об изменении в действиях левой руки по отношению к текущему коду. Таким образом, извлекаем звук мелодии на второй струне, на втором ладу с помощью вступившего в игру мизинца левой руки (u), не снимая при этом текущего аккорда.

    Вторая половина второго такта содержит обозначение NC - No Chord- Нет Аккорда. Значит, с этого места предыдущий аккорд в левой руке полностью снимается, и музыка исполняется в режиме двухголосия, потому что есть и звуки мелодии, и отдельный бас. Запись ритма говорит о том, что бас звучит непрерывно, поддерживая все четыре звука мелодии, которые извлекаются в последовательном одноголосном режиме, а не в режиме арпеджио с наслоением звучания. Возможны варианты извлечения звуков мелодии в режиме арпеджио, но тогда должно присутствовать аккордовое обозначение.

    Таков смысл, который я вкладываю в аккордовые обозначения и коды. Всё это, на первый взгляд, может показаться весьма заумным, но практика показывает, что дело сие вполне постижимое и полезное, просто оно требует немного внимания.

    Глава 7. Рекомендации гитаристу - весьма полезное дополнение к Информативной Табулатуре

    Итак, Информативная Табулатура представляет собой полноценную систему записи музыки с весьма подробной информацией о технике исполнения и точной звуковой копией в формате MIDI - всё это существенно избавить вашу голову от мучительных гаданий и сомнений при исполнении музыки.

    Опытному и способному гитаристу этого хватит сполна, но, увы, таких среди любителей гитары немного, поэтому от некоторых пояснений и рекомендаций, как это всегда делает учитель, я решил не отказываться. Практика показывает, что они нужны. Таким образом, каждую пьесу или мелодию с аккомпанементом я сопровождаю небольшим пояснительным текстом, в котором внимание гитариста заостряется на особенностях исполняемой музыки, сложных и неоднозначных моментах, распространённых ошибках и неточностях. Не игнорируйте эти рекомендации, своя голова - хорошо, а ещё одна искушённая голова совсем не помешает.

    Глава 8. Краткий справочник по Информативной Табулатуре

    Учитывая то, что Информативная Табулатура - дело новое, я предлагаю вашему вниманию краткие справочные сведение, которые не помешает иметь под рукой, если вы пожелаете исполнить размещённую на нашем сайте интересную и разную музыку для гитары. Краткий справочник представлен в трёх графических файлах в формате GIF, причём, каждый файл при выводе на печать занимает один лист в формате A4.

    1. Информативная Табулатура. Справка № 1 - Основные атрибуты

    2. Информативная Табулатура. Справка № 2 - Запись ритма

    3. Информативная Табулатура. Справка № 3 - Сокращённое письмо,
        направления ударов, легато

    графический формат - GIF, размер каждого файла - не более 29 Кб

    Заключение. Сделаем табулатурные выводы

    Таково моё сказание "О табулатуре вообще и Информативной Табулатуре в частности". Думаю, что оно получилось обстоятельным, содержательным и откровенным. Именно к этому я стремился. Теперь хорошо бы сделать выводы.

    Разумеется, сами по себе сведения об Информативной Табулатуре не могут служить пределом мечтаний. Хорошо бы проверить её в деле, и я об этом позаботился. На нашем сайте вы найдёте интересную и разнообразную музыку, представленную в формате "Информативная Табулатура", понятно, моего производства. Это:

    1. Многоголосные пьесы для игры соло на акустической гитаре
    2. Песни с мелодией и развитым аккомпанементом для исполнения на акустической гитаре
    3. Инструментальные пьесы  в форме табулатурной партитуры для рок-группы или гитарного ансамбля, которые содержат партии гитары соло, ритм-гитары и бас-гитары

    Внимательно посмотрите и послушайте эту музыку, попробуйте неспешно разобраться и сыграть. Надеюсь, получите удовольствие, а суть жизни в нём. Если вас моя Информативная Табулатура сильно озадачила или напугала, то вы можете играть как обычно, взирая лишь на струны и лады, но легче вам, скорее всего, не будет.

    Copyright © 2003 Сергей Смоляков
    Все комментарии по содержанию шлите на адрес - sergsmol@mtu-net.ru
    Сайт создан в системе uCoz