Рекомендации гитаристу

Автор - Сергей Смоляков, московский учитель гитары


Содержание


Общие принципы исполнения

Данное переложение песни "Feelings" для гитары довольно удачное и близко к её вокальному варианту, но творческие вариации имеют место. В вокальном варианте песня имеет много разных версий, поэтому не имеет смысла делать детальное сравнение некого вокального варианта с данной гитарной версией. В нотной литературе для гитары можно найти как более сложные, так и менее сложные переложения этой песни.

Гитарная пьеса отличается некоторой сложностью в плане разнообразия действий рук, но вполне по силам усердному любителю, если он владеет основными приёмами игры: арпеджио, одновременные удары, двухголосие. Табулатура представлена в двухштильном варианте, то есть содержит разделение голосов. Напомним, что штили - это тонкие вертикальные палочки у звуков-цифр. Звуки, у которых штили направлены вверх,  составляют мелодию, а штилями, направленными вниз, выделяются звуки аккомпанемента, то есть сопровождения мелодии. Таким образом, по нашей табулатуре можно сыграть только одну мелодию в одноголосном режиме, как говорят "на одной струне", что не помешает сделать.

Пьеса построена на сочетании двух основных приёмов игры: арпеджио (извлечение аккордовых звуков по одиночке, но с последующим одновременным звучанием) и приёма одновременного извлечения звуков. Арпеджио здесь не однообразное, потому что на фоне арпеджио необходимо играть ещё и мелодию. Общий подход к исполнению следующий. Как правило, в начале такта берём левой рукой аккорд, согласно его коду. Затем, держа аккорд пальцами левой руки, извлекаем звуки правой рукой, согласно табулатуре, с непременным учётом обозначений пальцев правой руки.

Будьте внимательны! Наличие обозначений пальцев левой руки в поле табулатуры говорит о том, что в действиях левой руки должны произойти изменения относительно начального расположения пальцев, указанных в коде. С другой стороны, если в поле табулатуры нет обозначений пальцев левой руки, то это означает, что музыка исполняется на изначально взятом, согласно коду, аккорде без каких-либо изменений в левой руке, см. такт 9. Правда, есть тонкость, когда один палец левой руки просто снимается со струны, чтобы можно было извлечь звук на данной открытой струне, см. такт 1 - первая струна. Изменение относительно начального кода в левой руке происходит, но оно не отражается в поле табулатуры, потому что игра на открытой струне не требует пальца левой руки. Между тем, для дополнительного напоминания о подобной ситуации иногда всё же применяется символ "r" - release.

Обозначения пальцев левой руки, большей частью, находятся в кодах аккордов. Не игнорируйте их, играйте строго по кодам, хотя часто аккорды могут показаться очень знакомыми. Если вы будите брать аккорды по обозначениям, как в песенном аккомпанементе, то вам "светит" полная бестолковщина в левой руке и в игре в целом. Никогда не забывайте, что вы играете не по аккордовым обозначениям, а по кодам аккордов и табулатуре.

Постоянно играть, всматриваясь в коды, конечно, нелегко, поэтому старайтесь их просто запомнить, как опорные аккорды, на начальной пошаговой стадии освоения пьесы. Не нравятся коды аккордов? Тогда разбирайтесь с табулатурой самостоятельно, скажем: здесь я вижу арпеджио, а здесь (на тех же звуках!) - одноголосие, далее играем двухголосие, затем гармонические фигурации... С кодами ли, без кодов - вам всё равно придётся запомнить и уверённо брать эти опорные аккорды, иначе чёткой игры не добиться. Аккордовые обозначения, в данном случае, служат лишь напоминанием о соответствующем коде. Незнакомые аккорды требуют отдельной тщательной отработки левой рукой, согласно кодам.

Ещё раз напоминаем, что левая рука, как правило, держит текущий аккорд до следующего, хотя в текущем аккорде могут происходить локальные изменения на одной или двух струнах. Особенно это касается выдерживания баса, исполняемого на закрытой струне, который формально, согласно записи ритма, не должен продлевать звучание далее первого удара (одна восьмая). Это одна из условностей записи ритма - аккордовый бас пишется коротко, а звучит длиннее. Часто невнимательный гитарист снимает палец левой руки со звучащего баса значительно раньше положенного времени. В результате, музыка теряет существенную басовую поддержку. Особое внимание обратите на такты 1 - 4, в которых исполняется и статичный бас на шестой струне, и подвижный переходящий бас на пятой.

Напомним, что выражение NC (No Chord - Нет аккорда) означает, что данный отрезок музыки следует исполнять в режиме двухголосия, то есть левая рука заранее не ставится на аккорд, а игра ведётся последовательно по заданным в табулатуре звукам, см. такт 11.

Особых ритмических хитростей пьеса не содержит. Ритмический рисунок строго распределяется по счёту "восьмушек": 1- и 2- и 3 - и 4 - и. Другими словами, в каждом такте выполняются восемь равномерных звукоизвлекающих ударов, лишь такт 6 - исключение.

Последовательность исполнения по тактам

 1  - 8   -  Часть 1
1 - 7,9 - повторяем Часть 1, заканчивая второй вольтой
10 - 17 - Часть 2
10 - 15,18,19 - повторяем Часть 2, заканчивая второй вольтой
И общий повтор по знакам "сенио":
 1  - 8   -  Часть 1
1 - 7,9 - повторяем Часть 1, заканчивая второй вольтой
10 - 17 - Часть 2
10 - 15,18-20 - повторяем Часть 2, заканчивая второй вольтой
и кодой.

Относительно трудные места

Такт 5. Часто вызывает путаницу. Первую половину такта играем на малом баррэ с растяжкой в пятой позиции. Затем, необходимо лишь прижать первым пальцем третью струну на пятом ладу и внимательно исполнить несложный диссонирующий перебор правой рукой.

Такт 6. Несколько замысловат. Первую половину такта играем несложным перебором на аккорде D7. Затем, необходимо исполнить ритмически непростой ход по "длинной" триоли на аккорде D7 c "переездом" в левой руке для извлечения последнего аккорда. Для выполнения конечного "переезда" оперативно скользите на первом и четвёртом пальцах по второй и первой струне на два лада вверх в третью позицию. Как только переедите, подставляйте третий палец на третью струну на пятый лад - последний аккорд в левой руке готов. Не забудьте его сыграть правой.


Сайт создан в системе uCoz