Рекомендации гитаристу

Автор - Сергей Смоляков, московский учитель гитары


Содержание


Общие принципы исполнения

Отметим, что это не полное переложение оркестровой пьесы, а только вступление и первая часть, которую можно назвать куплетом. Вторая часть, или припев, здесь отсутствует, хотя в нотной гитарной литературе можно найти и полную версию. Вторая часть довольно сложна для среднего любительского уровня. Данное переложение для гитары весьма близко к оригиналу, но не без вольностей, например, во вступлении. Одним словом, имеются вариации.

Эта гитарная пьеса отличается некоторой сложностью в плане разнообразия действий рук, но вполне по силам усердному любителю. Табулатура представлена в двухштильном варианте, то есть содержит разделение голосов. Напомним, что штили - это тонкие вертикальные палочки у звуков-цифр. Звуки, у которых штили направлены вверх, составляют мелодию, а штилями, направленными вниз, выделяются звуки аккомпанемента, то есть сопровождения мелодии. Таким образом, по нашей табулатуре можно сыграть только одну мелодию в одноголосном режиме, как говорят "на одной струне", что не помешает сделать.

Пьеса построена на сочетании двух основных приёмов игры: приёма арпеджио (извлечение аккордовых звуков по одиночке, но с последующим одновременным звучанием) и приёма строго одновременного извлечения звуков. Арпеджио здесь не однообразное, потому что на фоне арпеджио необходимо играть ещё и мелодию. Общий подход к исполнению следующий. В начале каждого такта берём левой рукой аккорд, согласно его коду. Затем, держа аккорд пальцами левой руки, извлекаем звуки правой рукой, согласно табулатуре, с непременным учётом обозначений пальцев правой руки. Будьте внимательны! Наличие обозначений пальцев левой руки в поле табулатуры (см. такты 4, 12, 17) говорит о том, что в действиях левой руки должны произойти изменения относительно расположения пальцев, указанных в коде.

Напомним, что выражение NC (No Chord - Нет аккорда) означает, что данный отрезок музыки следует исполнять в режиме двухголосия, то есть левая рука заранее не ставится на аккорд, а игра ведётся последовательно по заданным в табулатуре звукам.

Левая рука, как правило, держит текущий аккорд до следующего. Особенно это касается баса аккорда, исполняемого на закрытой струне, хотя формально, согласно записи ритма, бас не продлевает звучание далее первого удара (одна восьмая). Это одна из условностей записи ритма - аккордовый бас пишется коротко, а звучит длиннее. Часто невнимательный гитарист снимает палец левой руки со звучащего баса значительно раньше положенного времени. В результате, мелодия теряет существенную басовую поддержку.

Практически все обозначения пальцев левой руки находятся в кодах аккордов, не игнорируйте их, хотя аккорды могут показаться весьма знакомыми. Никогда не забывайте, что вы играете не по аккордовым обозначениям, а по кодам аккордов и табулатуре. Постоянно играть, всматриваясь в коды, конечно, нелегко, поэтому старайтесь их просто запомнить, как опорные аккорды, на начальной пошаговой стадии освоения пьесы. Не нравятся коды аккордов? Тогда разбирайтесь с табулатурой самостоятельно, скажем: здесь я вижу арпеджио, а здесь (на тех же звуках!) - одноголосие, далее играем двухголосие, затем гармонические фигурации... С кодами ли, без кодов - вам всё равно придётся запомнить и уверённо брать эти опорные аккорды, иначе чёткой игры не добиться. Аккордовые обозначения в данном случае служат лишь напоминанием о соответствующем коде. Незнакомые аккорды требуют отдельной тщательной отработки левой рукой согласно кодам.

Особых ритмических хитростей пьеса не содержит. Ритмический рисунок куплета строго распределяется по счёту "1-и 2-и" (восьмые), то есть в каждом такте выполняются четыре равномерных звукоизвлекающих удара. Лишь во вступлении встречаются более мелкие шестнадцатые ноты, звучание которых необходимо ясно представлять после внимательного прослушивания MIDI файла.

Последовательность исполнения по тактам

Последовательность исполнения этой пьесы получилась несколько замысловатой, потому что в табулатуре использованы различные знаки сокращённого письма: реприза, знаки "сенио", знаки "фонарь".

 1 - 2     - играем вступление
1 - 2 - повторяем вступление по репризе
3 - 18 - играем двойной куплет
1 - 2 - играем вступление после возврата по знаку "сенио"
1 - 2 - повторяем вступление по репризе
3 - 17,19 - снова играем двойной куплет, выполнив в конце
переход на такт "Coda" по знаку "фонарь"

Относительно трудные места

Такты 1 - 2. Вы сыграете эти такты без проблем, если тщательно отработаете левой рукой два опорных аккорда, согласно кодам. Не прост здесь и аккордовый переход.

Такт 3. В этом такте используется малое баррэ с приличной растяжкой на мизинец, но приём этот вполне посильный, если тщательно ставить пальцы на баррэ.

Такт 9. В этом такте используется нестандартный опорный аккорд, который требует отдельной отработки в левой руке.

Такт 17. Здесь используется в опорном аккорде большое баррэ, но в стандартном песенном варианте. Исполнение таких аккордов требует тщательных пальцевых упражнений по овладению приёмом баррэ в принципиальном плане, одного понимания здесь явно недостаточно.


Сайт создан в системе uCoz