Скорее всего, вы никогда не слышали этой очень приятной музыки, потому что это не переложение песни или музыки из кинофильма, а оригинальное произведение для гитары, которое написал выдающийся испанский гитарист и композитор Франциско Таррега.
Этот этюд не отличается большой сложностью и вполне по силам усердному любителю. Нет, каюсь. Я упростил третий такт, в котором Таррега применил весьма сложный для любителя вариант баррэ с растяжкой, а в остальном всё строго на месте.
Табулатура представлена в двухштильном варианте, то есть содержит разделение голосов. Напомним, что штили - это тонкие вертикальные палочки у звуков-цифр. Звуки, у которых штили направлены вверх - составляют мелодию, а штилями, направленными вниз - выделяются звуки аккомпанемента, то есть сопровождения мелодии. Таким образом, по нашей табулатуре можно сыграть только одну мелодию в одноголосном режиме, как говорят "на одной струне", что не помешает сделать.
Этюд построен на приёме арпеджио - извлечение аккордовых звуков по одиночке, но с последующим одновременным звучанием. Подобное арпеджио типично для испанской гитарной школы, широко применяется и в современной музыке. Арпеджио однообразно для правой руки, но не статично для левой, потому что на фоне арпеджио необходимо играть ещё и мелодию, которая проходит на первой струне. Строго говоря, это не чистое арпеджио, потому что первый удар одновременный.
Ритмический рисунок этюда однороден. Практически каждый такт исполняется на 9 ударов, которые группируются по трём тройкам - триолям. Прежде всего, необходимо отработать данное арпеджио отдельно правой рукой, играя только на открытых струнах с разными басами. Пальцы правой руки действуют строго, как указано в первом такте и далее везде. Особое внимание обратите на первый непростой одновременный удар по басу и первой струне. Бас должен извлекаться чисто, уверенно и мощно, продлевая своё звучание на все три тройки до следующего баса.
После тщательной отработки испанского арпеджио в правой руке на открытых струнах можно не спеша разбирать действия левой руки, которые в каждом отдельном такте удобно распределить по тройкам, так быстрее запоминается. Общий подход к исполнению следующий. В начале каждого такта берём левой рукой аккорд, согласно его коду. Затем, держа аккорд пальцами левой руки, извлекаем звуки правой рукой, согласно табулатуре с непременным учётом обозначений пальцев правой руки. Будьте внимательны! Наличие обозначений пальцев левой руки в поле табулатуры говорит о том, что в действиях левой руки должны произойти изменения относительно расположения пальцев, указанных в коде. С другой стороны, если в поле табулатуры нет обозначений пальцев левой руки, см. такт 4, это означает, что музыка исполняется на изначально взятом, согласно коду, аккорде без каких-либо изменений в левой руке.
Обозначения пальцев левой руки, большей частью, находятся в кодах аккордов. Не игнорируйте их, играйте строго по кодам, хотя часто аккорды могут показаться очень знакомыми. Если вы будите брать аккорды по обозначениям, как в песенном аккомпанементе, то вам в данном конкретном этюде "светит" полная бестолковщина в левой руке в частности и в игре в целом. Никогда не забывайте, что вы играете не по аккордовым обозначениям, а по кодам аккордов и табулатуре.
Постоянно играть, всматриваясь в коды, конечно, нелегко, поэтому старайтесь их просто запомнить, как опорные аккорды, на начальной пошаговой стадии освоения пьесы. Не нравятся коды аккордов? Тогда разбирайтесь с табулатурой самостоятельно, скажем: здесь я вижу арпеджио, а здесь (на тех же звуках!) - одноголосие, далее играем двухголосие, затем гармонические фигурации... С кодами ли, без кодов - вам всё равно придётся запомнить и уверённо брать эти опорные аккорды, иначе чёткой игры не добиться. Аккордовые обозначения в данном случае служат лишь напоминанием о соответствующем коде. Незнакомые аккорды требуют отдельной тщательной отработки левой рукой, согласно кодам.
Ещё раз напоминаем, что левая рука держит текущий аккорд до следующего, хотя в текущем аккорде могут происходить локальные изменения на первой струне. Особенно это касается выдерживания баса, исполняемого на закрытой струне, хотя формально, согласно записи ритма, бас не продлевает звучание далее первого удара. Это одна из условностей записи ритма - аккордовый бас пишется коротко, а звучит длиннее. Часто невнимательный гитарист снимает палец левой руки со звучащего баса значительно раньше положенного времени. В результате, музыка теряет существенную басовую поддержку.
1 - 4 - Часть 1 |
Такт 5. Такт простой, но народ в нём часто путается из-за невнимательности. На вторую долю такта, согласно волнистой змейке, необходимо исполнить аккорд приёмом арпеджиато. Для этого большой палец правой руки выполняет быстрое скользящее движение вниз от четвёртой струны, прижатой на втором ладу, до первой. Многие почему-то начинают скольжение с пятой открытой струны, которой здесь и не "пахнет".
Такт 7. Не прост из-за баррэ с растяжкой, но дело облегчается тем, что баррэ берётся малое, то есть указательный палец прижимает на пятом ладу лишь три первые струны. Здесь главное - тщательно и аккуратно ставить пальцы на баррэ. Для исполнения второй тройки необходимо лишь снять мизинец с седьмого лада первой струны, а вот третья тройка требует аккуратной растяжки мизинца до восьмого лада.
Такт 8. Не очень сложный, но требует уверенного исполнения "переезда" пальцев левой руки на аккорде D7. Итак, первую тройку вы играете на исходном D7. Для исполнения второй тройки лишь подставляете мизинец левой руки на третий лад на первую струну. После исполнения второй тройки оперативно скользите на первом и четвёртом пальцах по второй и первой струне на два лада вверх в третью позицию. Как только переедите, подставляйте третий палец на третью струну на пятый лад - третья тройка в левой руке готова. Играйте её без баса - это всего лишь последняя тройка такта, а не новый такт. Забыли? Значит, "переезд" был слишком долгим.