Сайт: МуКроп >> Раздел сайта: Солнце Акустической Гитары >>
Часть 2: Рассекреченные материалы по гитарному аккомпанементу >>
Сериал #2. Всё во имя Любителя Аккомпанемента, всё во благо Его! >>

Серия 21

Мои компактные и полноценные аккордовые коды предлагаю использовать вместо громоздких сеток,

потому что не всё то, к чему есть небольшая привычка, всегда лучше новенького

Автор – Сергей Смоляков, московский учитель гитары


Содержание

  • Разъясняем. Что такое сетка аккорда и что такое код аккорда

  • Совершенствуем. Дополняем код аккорда обозначениями пальцев левой руки, то есть аппликатурой

  • Развиваем. Вводим в аккордовый код указатели басов и небольшие дополнения

  • Делаем выводы. Преимущества моего варианта аккордового кода очевидны, но на стороне сетки "Её Величество Привычка"


  • Разъясняем. Что такое сетка аккорда и что такое код аккорда

    Аккордовые сетки используются давно и повсеместно. Сетка - это условное графическое изображение расположения пальцев левой руки на грифе при исполнении аккорда с определённым обозначением. Никакой ритмической информации или информации о действиях правой руки ни сетка, ни её аккордовое обозначение не содержат. В этом состоит очень распространённое заблуждение среди гитаристов-новичков, которые наивно полагают, что одни аккорды и их сетки им подробно расскажут о том, как песню играть.

    В нотных магазинах продаются книги, содержащие десятки и даже сотни аккордовых сеток, под названием "Таблица аккордов". Термин "сетка" не является общепринятым или доминирующим, в некоторых книгах какое-либо название этого гитарно-аккордового чертежа вообще отсутствует. Нет также стандарта и на сам чертёж. Сетку рисуют в различных поворотах и с разными условными обозначениями, что требует некоторой головоломки, но основная масса гитарного народа с этим кое-как справляется.

    Аккордовые коды - явление сравнительно новое. Есть подозрение, что они имеют интернетное происхождение, и уже довольно широко используются в Сети, но в книжные гитарные пособия пока практически не попали. Аккордовые коды, как и сетки, общепринятого названия и изображения пока не имеют. "Аккордовые коды" - это мой выбор. Я полагаю, что такое название точнее отражает суть этой цепочки цифр. По содержанию код от сетки не отличается и сообщает о том же, что и сетка. Однако код существенно отличается по форме - он очень компактный.

    Данная сравнительная таблица наглядно показывает преимущества аккордового кода. Количество информации в сетке и в коде одинаково.

    Сетка аккорда Dm Код аккорда Dm
      |-1-|---|---|
      |---|---|-4-|
      |---|-2-|---|
    F0|---|---|---|
    S0|---|---|---|
     X|---|---|---|
      SF
     X00231
        suf

    Суть аккордового кода состоит в следующем. Аккордовый код - это позиционный код из шести арабских цифр, который следует читать слева направо, что соответствует рациональной последовательности при установке пальцев левой руки: от толстых струн - к тонким. Каждая цифра строго соответствует своей струне: крайняя левая - шестой, вторая цифра слева - пятой, и так далее до крайней правой цифры, которая, естественно, соответствует первой струне. Этот момент является самым "сложным" в понимании сути аккордового кода, так как некоторые товарищи никак не поймут, где в нём струны указаны. Сама цифра указывает: на каком ладу должна быть прижата соответствующая струна. Цифра "0" говорит о том, что данная струна звучит в аккорде как открытая. Знак "Х" указывает на то, что соответствующая струна в аккорде вообще не звучит. Таким образом, аккорд Am должен быть записан кодом 002210, аккорд Dm - X00231 и так далее.

    Совершенствуем. Дополняем код аккорда обозначениями пальцев левой руки, то есть аппликатурой

    По разным причинам в книжных пособиях аккордовые коды пока широко не используются. Во-первых, к сеткам авторы пособий столь пламенно привыкли, что перепечатывают их порой из книги в книгу, строго сохраняя всё неточности и даже ошибки. Во-вторых, в кодах (не в моих, конечно) не указывается аппликатура аккорда, которая информирует: каким именно пальцем левой руки должна прижиматься та или иная струна. Аппликатура аккорда очень важна и, как правило, отработана в оптимальном варианте. Игнорировать её или изобретать "аккордовые велосипеды", выделывая пальцами левой руки всякие закорючки и кренделя (ещё как выделывают!), нет никаких причин. Однако загвоздка в том, что пальцы левой руки обозначаются в аккордовых сетках и в нотах цифрами 1,2,3,4. Использовать эти обозначения пальцев в кодах очень неудобно, потому что возникает большая путаница между пальцами и ладами.

    Лично я нигде не встречал аккордовых кодов, в которых каким-либо образом были обозначены пальцы левой руки. Правда, однажды, всё-таки встретил в популярном сборнике песен с аккордами и очень заинтересовался, потому что в сборнике использовались точно такие же русскоязычные обозначения, которые я одно время применял в своей учебной практике. Но довольно быстро выяснилось, что полное совпадение было отнюдь не случайным. Автором обозначений пальцев левой руки, использованных в сборнике, оказался... я сам. Просто одним из составителей сборника оказался мой бывший ученик. Во как! Если идея шествует по умам самостоятельно, без поддержки автора, значит, она действительно толковая.

    Таким образом, после продолжительных проб, проверок и поисков проблему аппликатуры в аккордовом коде я решил следующим образом.

    Обозначения пальцев левой руки - аппликатура аккорда
    Названия пальцев Обозначения в нотах Обозначения в коде
    указательный 1 first
    средний 2 second
    безымянный 3 third
    мизинец 4 fourth

    Короче говоря, я просто обозначил пальцы левой руки строчными буквами латинского алфавита, как показано в таблице. Код аккорда пришлось сделать двухстрочным, в нём появилась строка аппликатуры, которая располагается под кодом. Каждая буква аппликатуры информирует о том, каким пальцем левой руки должна прижиматься соответствующая струна. Например, из приведённого выше кода аккорда Dm следует, что третья струна прижимается вторым пальцем (s), вторая струна - мизинцем (u), первая струна - первым пальцем (f).

    Развиваем. Вводим в аккордовый код указатели басов и небольшие дополнения

    Успокаиваться, товарищи, рано, потому что в аккордовом коде очень не помешает указать ещё и басы, что в сетках практически никто не делает. Сетки с указанием басов я встречал только в одном пособии американского автора. Бас - основа аккорда. Точный бас особенно важен при исполнении такого аккомпанемента, когда большой палец правой руки извлекает басовые звуки то на одной, то на другой струне, образуя чередование басов, например, в ритме польки. Нередко даже гитаристы с опытом извлекают бас, скажем, в аккорде Dm на шестой открытой струне, звук которой (E) в данном аккорде отсутствует, при этом получившийся "аккорд" (Dm/E) звучит очень нестройно. Важно знать о расположении басов в аккорде и при игре боем, потому что начинать удар боем следует с основного баса.
    Итак, в коде аккорда необходимо указать основой бас и чередующийся.

    Аккордовых кодов, в которых каким-либо образом были указаны басы, я не встречал.
    Пришлось изобретать. В конце концов, я решил особенно не изощряться и обозначил аккордовые басы следующим образом.

    основной бас - первый - First
    чередующийся бас - второй - Second

    Это соответствует игровой практике, потому что основной бас извлекают, как правило, в первую очередь (в начале такта), а чередующийся - во вторую очередь (в середине такта). Таким образом, аккордовый код вместе с аппликатурой и басами получился трёхстрочным. Прописные буквы, указывающие басы, размещаются в строке над кодом. Естественно, басовая буква указывает, каким басом в аккорде является соответствующая струна. Например, из приведённого выше кода аккорда Dm следует, что первый (основной) бас в нём нужно исполнять на четвёртой струне (F), а чередующийся бас - на пятой струне (S).

    Такова трёхстрочная суть моего аккордового кода, но есть ещё небольшие дополнения. Если аккорд исполняется с приёмом баррэ, то в его обозначении я указываю соответствующий номер лада в виде римской цифры, как это принято в нотном письме. Например, Bm.II или A.V. Как видите, я отделяю римскую цифру номера лада от аккордового обозначения точкой. Практика показала, что в варианте с точкой обозначение аккорда с баррэ является более наглядным, нежели без оной, потому что гитаристы-любители часто воспринимают римскую цифру не как указатель баррэ, а как часть самого аккордового обозначения, что немало обескураживает малоопытных товарищей.

    И ещё о точках. Номер лада в коде аккорда, естественно, может быть и двузначным. В таком случае номера ладов отделяются друг от друга точками. Например, Dm = X00.10.10.10. Правда, однажды, мне попались аккордовые коды, в которых двузначные номера ладов обозначались буквами, как в шестнадцатеричной системе: 10 = A, 11 = B и т. п. Решение весьма оригинальное, но с довольно крутым математическим уклоном, который рядового гитариста-любителя напрягает не меньше, чем синусы и деление простых дробей. К тому же, в музыке эти буквы уже твёрдо закреплены за звуками: A - это звук ЛЯ, B - это звук СИ и так далее. Поэтому использование в аккордовых кодах букв A, B, C ... может вызвать очередную путаницу, но теперь уже между номерами ладов и музыкальными звуками.

    Делаем выводы. Преимущества моего варианта аккордового кода очевидны, но на стороне сетки "Её Величество Привычка"

    Я надеюсь, что вы получили ясное представление о сути и преимуществах моей модернизации аккордового кода. Кто-то может сказать, что сетки, хотя и более громоздкие, но всё равно лучше всяких кодов, потому что наглядны, а в кодах запутаешься. Может быть, доля истины в этом есть, но надо иметь в виду, что гитарист-любитель во время исполнения песни читает не аккордовые сетки, а только их обозначения, хотя сетки могут располагаться рядом с обозначениями. На освоение сеток в процессе игры у него просто нет ни навыков, ни времени, ни сил. Сетки толково и уверенно осваиваются любителем гитары лишь в процессе неспешной подготовки к исполнению песни, при которой скорость чтения информации об аккорде с листа существенного значения не имеет, потому что практически всё время тратится на тренировку пальцев.

    К тому же, я не открою тайны, если скажу, что значительная часть любителей гитары в среднем обходится аккордами в количестве 10 - 15 штук, больше просто лень осваивать, хотя имеем таблицу, содержащую 1500 очень милых глазам и голове сеток. Вот вам и великая необходимость в громоздких, но наглядных сетках! Дело, на мой взгляд, не в достоинствах сеток, а в простой привычке к ним, а привычка - огромная сила. Практика показывает: если у человека привычки к сеткам нет, то он предпочитает пользоваться кодами, особенно моего производства.

    Кстати, по поводу наглядности сеток следует отметить, что они, дорогие, далеко не всегда наглядны, потому что требуют немалой "площади проживания". Очень часто в книжных изданиях каждый аккорд песни дополняется рядом стоящей сеткой, которая имеет столь мелкий формат, что разглядывать её - глаза ломать. А если всё же начнешь изучать, то далеко не все аккордовые данные обнаружишь. Полноценные компактные аккордовые коды, в свою очередь, большой площади не требуют, поэтому без проблем изображаются в удобном для зрения формате и с полной информацией.  Делаем вывод: аккордовые коды могут найти весьма достойное применение и в табулатурной, и в нотной записи музыки для игры соло. Желающие могут ознакомиться с тем, как я использую аккордовые коды в своём уточнённом табулатурном формате "Информативная Табулатура", в следующем материале.

    "О табулатуре вообще и о моей Информативной Табулатуре в частности"

    Попробуйте и вы использовать предлагаемые мной аккордовые коды. Каким образом? Например, если вам показывают некий аккорд, то оперативно запишите его на бумаге компактным кодом, чтобы не забыть. Разве вычерчивание сетки - более удобный вариант?

    В заключениe, для полноты картины предлагаю вашему вниманию небольшую, но весьма полезную "Таблицу основных гитарных аккордов в кодах с указанием басов и с аппликатурой". Полагаю, вы оцените её достоинства. Пользуйтесь на здоровье!
    Copyright © 2003 Сергей Смоляков
    Все комментарии по содержанию шлите на адрес - sergsmol@mtu-net.ru
    Сайт создан в системе uCoz