Сайт: МуКроп >> Раздел сайта: Солнце Акустической Гитары >>
Часть 1 раздела: Принципиальные вопросы гитарной учёбы >>

Глава 3

Из каких задач складывается обучение игре на гитаре?

Автор – Сергей Смоляков, московский учитель гитары


Содержание

1. Чуткая работа слуха - сомнения начинающего и настройка гитары без проблем
2. Чёткая работа рук - техника игры, требующая основных усилий
3. Умение читать музыку, записанную на бумаге: ноты, табулатура, аккорды
4. Необходимость творчества и знания музыкальной теории


В любом деле необходимо выделить главные задачи, сосредоточить на них усилия и планомерно трудиться, добиваясь максимального качества. В таком подходе кроется залог успеха: время, силы и средства расходуются рационально, не размениваются по мелочам. Эти очевидные истины в полной мере относятся и к обучению игре на гитаре. Я специально заостряю внимание на этих вопросах, потому что по своему опыту знаю, сколько заблуждений и иллюзий одолевают человека, решившего учиться игре на гитаре. Вы не поверите, но я встречал немало взрослых людей, которые воспринимали урок игры на гитаре как сеанс психотерапии: "Вот сейчас учитель покажет, как песню играть, и мои руки сами! заиграют, и я запою, и чечётку отобью, и сальто попутно сделаю…". Разумеется, люди не виноваты в своём неведении, но грешны в нежелании его ликвидировать. Итак, не будем лениться в деле понимания главного.

Вне зависимости от того, на какой гитаре, что и как вы хотите играть, можно выделить четыре обобщенные задачи, которые перечислим в порядке их значимости. Сразу отметим, что первые две задачи являются обязательными в любом случае, а важность двух последующих зависит от выбранного направления и варианта обучения.

1. Чуткая работа слуха
2. Чёткая работа рук - техника игры
3. Умение читать музыку, записанную на бумаге: ноты, табулатура, аккорды
4. Необходимость творчества и знания музыкальной теории

Полагаю, есть смысл рассмотреть перечисленные задачи подробнее.


1. Чуткая работа слуха - сомнения начинающего и настройка гитары без проблем

Нет необходимости доказывать, что в основе любой музыкальной деятельности лежит чуткая работа слуха и слуховой памяти. При игре на инструменте слух и слуховая память играют роль направляющего и контролирующего центра. Его работа выражается в ясном представлении исполняемой музыки с соответствующим чётким контролем над той музыкой, которую воспроизводят руки. Работу музыкального слуха нельзя заменить никаким механическим запоминанием, даже при наличии превосходной памяти. Будут отдельные звуки, а музыки всё равно не получится, так как при всяком музицировании слух включается в работу автоматически, чтобы направлять и контролировать весь процесс.

Начинающие гитаристы часто сильно сомневаются в своих слуховых способностях. Например, родители детей, которые желают учиться игре на гитаре, нередко задают соответствующие вопросы: "А, может быть, у моего ребёнка слуха нет? А стоит ли ему заниматься?" Гитаристу, преследующему любительские цели, не стоит делать скорых выводов по поводу отсутствия у него слуха, если он, допустим, не может на первых порах настроить гитару или сыграть некий ритмичный аккомпанемент. Подобные досадные слуховые неудачи обусловлены в большинстве случаев не отсутствием слуха как такового, а скорее отсутствием музыкально-слухового опыта. Слух в значительной мере развивается и совершенствуется в процессе музыкальных занятий, что для любительского уровня может быть вполне достаточным.

В музыкальных школах и училищах предусмотрен обязательный специальный предмет для развития и совершенствования слуха, который называется сольфеджио. Однако в самоучителях и школах по игре на гитаре практически нет специального материала о работе слуха. Во-первых, непросто на бумаге писать о том, что уши слышат, во-вторых, авторы просто полагаются на хорошие, порой просто отличные, слуховые способности читателя, которыми обладают далеко не все. В последнем случае совсем не стоит отчаиваться. Человеку со скромными слуховыми способностями просто нужен хороший учитель, который должен обладать не только умением работать со “слабым” слухом, но и определённым тактом, и терпением. Посредственный слух гитариста-любителя опытный педагог может довести до хорошего уровня. Следовательно, если вы решили подтянуть свой слух с помощью специальных занятий, то не стоит переживать по поводу “напрасной траты” времени и сил, в этом есть смысл, слух - дело в определённой степени поправимое.

Каждому начинающему гитаристу приходится решать непростую первоочередную слуховую задачу, от которой никуда не уйдёшь - это настройка гитары. Далеко не все музыканты самостоятельно настраивают свои инструменты, и у них нет таких проблем, как у струнников. А струны гитары имеют обыкновение расстраиваться даже в течение часа игры, за неделю или меньше гитара может расстроиться полностью.

Настройка гитары на слух - дело, в общем, не архисложное, но требует слухового напряжения, внимания и просто музыкального опыта. Поэтому далеко не каждый начинающий гитарист может, хотя бы терпимо, настроить свою гитару, используя метод сравнения звуков от разных струн по высоте. Этот метод настройки описан в каждом самоучителе и, согласно уверенному тону авторов, кажется доступным. Может быть, если вы, сравнивая два звука, без колебаний можете сказать, который их них выше, а который ниже. А может, они одинаковы по высоте? Причем, на разный тембр звуков внимания не обращаем. Не знаю, на каких музыкальных гигантов рассчитывают авторы самоучителей, но практика показывает, что настроить гитару на слух может, дай бог, один из пяти начинающих гитаристов. Значит, остальным неумехам "медведь на ухо наступил"? Может, им и заниматься музыкой не имеет смысла? Так склонны думать некоторые начинающие гитаристы после 2-3 часов! безуспешных попыток настроить гитару на слух, хотя теоретически всё понятно. Задумаешься тут, не музыка, а сплошная настроечная нервотрёпка. Спокойно, товарищи! Выходов, по крайней мере, два.

Во-первых, настройкой гитары на слух можно овладеть под руководством учителя, который умеет этому учить и учит. А что, не все учат настраивать гитару? Да, не все. Есть такие преподаватели, которые всё время сами настраивают гитару ученика, а он даже не ведает о принципе настройки. Так может продолжаться, допустим, целый учебный год. Ученик какой-то игре научился. Наступили летние каникулы, занятия с учителем прервались на продолжительное время. Но самому-то хочется поиграть, а гитара в руки не берётся, потому что ... полностью расстроилась. Да, невесёлый результат после годика занятий, на которых обучение настройке гитары просто игнорировалось. Порой гитариста-любителя столь сильно расстраивает эта мучительная настройка на слух, что он даже не видит смысла в том, чтобы его учили настраивать гитару. Если вы действительно любите музыку и не будете лениться, то станете хорошим настройщиком гитар.

Во-вторых, существует чисто технический и весьма точный способ настройки гитары с помощью специального прибора, который называется "Guitar Tuner" - "Настройщик гитары" или гитарный тюнер. Разумеется, в нынешний век высоких технологий люди создали нечто электронное для настройки гитары. Профессионалов эти вещи мало интересуют, а для любителей они очень кстати, так как позволяют уверенно справиться с настройкой гитары без каких-либо затруднений.

Гитарные тюнеры продаются в музыкальных магазинах по цене от $20. Это небольшой приборчик, размером с калькулятор, с индикатором в виде стрелки, как у тестера, или шкалой огоньков. В прибор вмонтирован микрофон, который улавливает звук гитарной струны. Далее принятый сигнал анализируется внутренней электроникой, а результат показывает стрелка прибора. Если после удара по струне стрелка устанавливается строго на середине шкалы, то струна точно настроена. Если стрелка не доходит до середины, то тон струны занижен. Если же стрелка переходит середину, то тон струны завышен, и так для каждой из шести струн. Колковый механизм гитары без проблем позволяет изменять тон струны. Таким образом, суть настройки гитары по тюнеру сводится к следующему: дергаем струну и крутим колки так, чтобы стрелка прибора устанавливалась точно в середине шкалы. Я не встречал людей, которые не понимают, как при этом нужно крутить колки.

Естественно, в роли гитарного тюнера может выступать и компьютер, оснащённый небольшой специальной программой и звуковой платой с подключённым микрофоном. Принцип работы такой программы аналогичен принципу автономного прибора, только стрелки и огоньки индикации рисуются на экране монитора. В Интернете можно найти немало программных гитарных тюнеров разного статуса и качества. Странно то, что очень немногие хотят ими пользоваться, хотя это совсем нетрудно и доступно. Часто приходится наблюдать такую картину. Скажем, очень трудно начинающему гитаристу настраивать гитару на слух, а учиться этому делу он что-то не горит желанием. Автономного тюнера у него также нет и не предвидится. Но есть и компьютер, и Интернет, а гитару ему все время настраивает… учитель. На что товарищ надеется, чего ждёт? Не понятно. Просто лень использовать современную технику по полной программе. Опять она, умственная работёнка, пужает.

Таким образом, настройка гитары - дело совсем не безнадежное, имеющее реальные и доступные решения, но почему-то некоторые товарищи не стремятся ни к какому решению, а просто надеются на то, что их гитара... перестанет расстраиваться. Я опять шутки шучу? Хотелось бы. Ясно, что чудес не бывает, но хочется.


2. Чёткая работа рук - техника игры, требующая основных усилий

По поводу чёткой работы рук многие гитаристы-любители на начальных порах не очень беспокоятся, полагая, что главная задача состоит в том, чтобы понять, что делать надо, чтобы сыграть интересующую их песню. А уж руки-то, предполагается, выдадут музыку без проблем, знать бы только, где прижимать и как дёргать струны. Но не там уж было! Даже на относительно простом "Кузнечике", мелодию которого надо сыграть на одной струне, действия излишне самоуверенных пальцев часто представляют весьма печальную картину: и заплетаются, и ковыряются, и не туда попадают, и очень быстро устают. Вот так, голове и слуху всё понятно, а руки ничего толком сделать не могут. А причина в том, что игнорируем планомерную и последовательную отработку основных технических приёмов, без чего ни простого, ни какого вразумительно не сыграешь. Понятно, как всегда, хотим всё и сразу.

Главная особенность музыки состоит в том, что она имеет строгий ритм, то есть никого не ждёт, ведя счёт времени на сотые доли секунды. А руки музыканта, соответственно, никак не могут ни отставать, ни забегать вперёд. Для этого и существует техника игры, которая складывается из тщательно отработанных и по отдельности, и в комплексе приёмов игры. Ничего нового здесь нет: технические приёмы отрабатываются в любом деле, где требуется ловкость рук. Это на клавиатуре компьютера можно "натюкать" отличный документик одним пальцем за несколько дней, не владея техничным многопальцевым методом. Ясно, что с гитарой такой номер не пройдёт. Работа пальцев гитариста сродни весьма замысловатому и разнообразному жонглированию струнами, чего, естественно, одним махом не добьёшься.

Техника игры на классической гитаре разработана очень основательно: от строгой посадки гитариста до виртуозных приёмов игры, и мало изменилась за последние сто лет. Большинство гитаристов считает, что существующие классические приёмы весьма рациональны, то есть удобны, поэтому нет большой необходимости изобретать новые "гитарно-технические велосипеды". Но так считают не все, некоторые всё же изобретают или просто играют по-своему. Что поделаешь, музыка - это искусство, которому законы уже писаны, но каждый вправе придумывать свои.

Техника игры на американской акустической гитаре и электрогитаре также во многом базируется на классических приёмах, но, конечно, имеет и свои особенности. Если вы решили учиться игре на американской акустике, то следует иметь в виду, что технические правила в этой сфере не столь строги, как в классическом стиле, а порой и прямо противоречат. Например, в классике большой палец левой руки принципиально не применяется для прижатия струн, а для американской акустики такой приём – норма, и т.п. На гитарных интернетных форумах ведутся весьма жаркие и неоднозначные споры по поводу правильной техники игры на электрогитаре и вестерне, и до общепризнанных решений пока далеко. Короче, при игре на вестерне вам, возможно, придётся принимать самостоятельные решения по поводу рациональности того или иного технического приёма.

Каждый технический приём должен быть тщательно отработан на упражнениях и этюдах (этюд - пьеса учебного характера), а затем освоенные приёмы отрабатываются в комплексе при исполнении различной музыки. Только так можно достичь плавного, без остановок и сбоев исполнения. Это относится к любой музыке в смысле сложности, даже к самой простой. По поводу простоты музыки никак не следует обольщаться. Некоторые начинающие гитаристы считают, что главное - это запомнить песню. А учитель требует исполнения этой песни на каждом уроке. Зачем? А затем, чтобы песня звучала не кое-как, вяло и безрадостно, а звучала чётко, уверенно и красиво. Для красоты одного запоминания мало, необходимо трудоёмкое качество исполнения. Таким образом, освоение техники игры на гитаре - это важнейшая и довольно трудоёмкая составляющая учебного процесса. Именно на совершенствование техники у профессионалов уходят годы. Следовательно, она того требует, а не нотная грамота, как некоторые думают.

Среднестатистический гитарист-любитель на годы для освоения техники, скорее всего, не настроен. Но от целенаправленных занятий от 30 до 180 минут в день никуда не денешься, если действительно хочешь играть на гитаре и имеешь волю, а не жалобные слюни вместо неё. К чему я это? Опять же, некоторые начинающие, и не очень, гитаристы сразу кричат: "Караул!", - если у них некий перебор не очень получается за 2 минуты занятий. Добиваться надо, господа, работать и не 2 минуты. А чего не кричим по поводу того, что в школе надо 11 лет учиться, затем в институте ...? А что знаем и умеем после этих многолетних учебных “подвигов” с учителями и репетиторами? Попросишь одну четвёртую на две целых разделить (в музыке это используется) - не очень понимаем, о чём речь. Попросишь с небольшой программкой разобраться или песню на английском спеть - не очень можем. А на гитаре хотим, чтобы всё за 2 минуты получалось, да в лучшем виде.

Я учитель, а не колдун-экстрасенс. Хотя в некотором роде и он, призванный приворожить ваши пальцы к струнам. О, ещё! Некоторые товарищи требуют гарантию на … обучение! Типа: " А за какой срок вы меня научите играть на гитаре? А вы гарантируете, что я научусь?" Товарищ, скорее всего, полагает, что мои руки будут играть, а его руки будут при этом просто наполняться соответствующей гитарно-магической энергией. И всё. Я опять шутки шучу? Хотелось бы. Да, встречаются преподаватели гитары (на форумах звучит – "преподы"), которые гарантируют, что, допустим, за 12 занятий вас всей гитарной игре научат! С другой стороны, сам препод скажет, что он учился годами. Ещё надо что-нибудь разъяснять?


3. Умение читать музыку, записанную на бумаге: ноты, табулатура, аккорды
– А можно без нот? – Можно, но всё надо в голове держать

Чего только человек не научился на бумаге записывать. Музыка, разумеется, не исключение, но потрудиться пришлось основательно, потому что музыкальный процесс не прост. Он состоит из потока строго распределённых во времени музыкальных звуков. Причём, это поток не одиночных звуков, как в речи, а многих. В музыке одновременно могут звучать до нескольких десятков звуков, а может не быть ни одного, что называется - пауза. К тому же, каждый звук музыки имеет очень строгое время звучания и степень ударения, что составляет суть музыкального ритма. Все эти принципиальные параметры музыкального звукового потока необходимо отразить на бумаге, да так, чтобы было удобно эту запись читать.

В результате долгих поисков, лишь к концу XVII века окончательно сложилось нотное письмо, которое является весьма полной, достаточно точной и универсальной системой записи музыки, применяемой и по сей день без какой-либо серьёзной конкуренции со стороны других систем записи. Нотное письмо (или просто ноты) - это дело математическое, которое, несомненно, сложнее письма обычного. В основе нотного письма лежит двумерный график: вертикальная ось (Y) служит для указания высот исполняемых звуков, нотные линейки исполняют роль делений вертикальной оси. А горизонтальная ось (X) служит для указания точного времени их звучания, роль делений здесь исполняют тактовые чёрточки и система относительных длительностей. Но это не всё, в двумерном графике нотного письма есть немало дополнительных параметров, изображаемых специальными знаками, буквами, цифрами, словами и фразами.

Многие начинающие гитаристы полагают, что освоение нотной грамоты - это важная и весьма трудная задача, но... не строго обязательная!? Действительно, есть же гитаристы, которые и без нот хорошо играют. Так всё-таки: можно без нот научиться играть на гитаре или нет? Этот вопрос волнует многих, потому что даже беглый взгляд на линейки и овалы нотного письма навивает заметную грусть по поводу серьёзных умственных усилий, необходимых для их освоения. Вот так жутко мы умственной работы боимся, хотя стремимся заниматься именно умственным трудом, а не физическим, а ещё неизвестно, что проще.

Разумеется, можно вообще без нот учиться играть на гитаре, и это вполне реальный и не самый бестолковый вариант. Многие именно так и учатся: один человек показывает другому, что и как надо делать, а учащийся пытается это освоить без каких-либо бумажных записей. Однако выходит, что всё надо запоминать и не забывать, потому что получаемая информация нигде кроме собственной памяти не фиксируется. А голова, к сожалению, сразу многое не запомнит, да и, запомнив немногое, склонна к забывчивости. Ноты как раз и служат для решения данной проблемы. Человек, записавший что-то на бумажке, не боится это забыть, потому что умеет читать. Музыкант аналогично не боится забыть то, что он играет по нотам. Таким образом, ноты играют роль обычного письма только в отношении музыки. Главная проблема в том, что чтение музыки с нот – непростая задача, но посильная усердному.

Сравнительная сложность нотного письма привела к поискам более доступных вариантов записи гитарной музыки на бумаге. На западе широко используется табулатурная запись, которая, оказывается, применялась ещё в средние века, в "донотный период", для записи лютневой музыки. А некоторые считают, что табулатуру изобрели американские преподаватели гитары, ан нет – они лишь пользуются старым готовым методом. По табулатуре начинающий гитарист может играть музыку уже на первом занятии, а по нотам сразу не заиграешь – в них вникать надо. Вот почему табулатура приобрела большую популярность не только среди любителей гитары, но и среди электрогитаристов и прочих не классиков даже профессионального уровня. У табулатуры есть преимущества, но есть и недостатки, поэтому не утихают на гитарных интернет-форумах баталии между “нотниками” и “табулатурщиками”.

Подробнее о сути и деталях табулатурной записи вы можете узнать в следующей статье, размещенной на нашем сайте:

Оптимизированный табулатурный формат - Информативная Табулатура

Максимально простая запись гитарной музыки – это запись песенного аккомпанемента с помощью аккордовых обозначений. Этой, наиболее популярной среди любителей, теме посвящён целый раздел нашего сайта:

Солнце Акустической Гитары. Часть 2. Рассекреченные материалы по гитарному аккомпанементу

Здесь вы найдете разнообразную и в своём роде уникальную информацию о гитарном аккомпанементе вообще и об игре по аккордовым обозначениям в частности.


4. Необходимость творчества и знания музыкальной теории

Очень часто человек, желающий обучаться игре на гитаре, видит свою главную задачу в том, чтобы научиться «песни подбирать». Другой хочет научиться импровизировать, что-то придумывать и даже сочинять, одним словом, творить. Однако насколько эти задачи реальны и необходимы для начинающего, практически никто внятно не представляет.

Стремление “научиться песни подбирать” зародилось в советские времена. В ту эпоху бардовская песня приобрела очень большую популярность в народных массах, но официальная музыкальная индустрия это явление практически полностью игнорировало. Ни телевидение, ни радио бардовских концертов не транслировали. О сборниках любимых авторских песен с аккордами можно было только мечтать. Даже о самих аккордовых обозначениях трудно было найти информацию, до многих вещей приходилось доходить самостоятельно. А многочисленные любители авторской песни очень хотели петь под гитару. Поэтому учились они не столько игре на гитаре, сколько этому самому “подбору аккордов к песням”, так как никакой готовой аккордовой информации не было. Надо думать, суровое это было обучение, далеко не каждому по ушам и по рукам.

В наши времена ситуация и с бардовской песней, и гитарно-аккордовой информацией принципиально изменилась в лучшую сторону, поэтому сейчас нет необходимости “учиться песни подбирать”, с готовыми бы песнями суметь разобраться.

Времена изменились, но тяга к творчеству в гитарных душах не исчезла. Есть ещё немало гитарных людей, которые хотят научиться и подбирать, и сочинять песни. В таком творческом случае, прежде всего, надо полагаться на собственные способности и усердие, а не надеяться на то, что какой-то дядя вам откроет все творческие секреты и рецепты. Да, есть обширная музыкальная теория, есть правила композиции, но всё это лишь приложение, помощь вашей творческой фантазии.

Нотная грамота – это всего лишь начальный раздел в многообразной теории музыки, которую изучают уже в детских музыкальных школах. Конечно, детские школы готовят не композиторов, но изучение теории в определённом объёме необходимо исполнителю музыки любого уровня. Если музыкант не ведает разницы между гаммой и арпеджио, то вряд ли он сможет эти вещи правильно исполнять. Всякая серьёзная музыкальная теория базируется на нотной грамоте, однако встречаются умельцы, которые уверенно рассуждают, скажем, о мелодическом миноре и блюзовых тонах, манипулируя исключительно табулатурными примерами. Интересно, кто такую “теорию” постиг? Если многим любителям гитары безнадёжно трудно нотную грамоту одолеть, то прочую музтеорию способны осилить лишь особо усердные одиночки. Однако песни гитаристы сочиняют сплошь и рядом, на всех уровнях, с теорией, но больше без оной. Значит, это люди талантливые, а отличных песенных примеров уже сочинили столько, что практически невозможно что-нибудь непохожее на них придумать.

Copyright © 2004 Сергей Смоляков
Все комментарии по содержанию шлите на адрес - sergsmol@mtu-net.ru
Сайт создан в системе uCoz