Сайт: МуКроп >> Раздел сайта: Солнце Акустической Гитары >>
Часть 1 раздела: Принципиальные вопросы гитарной учёбы >>

Глава 2

Что и как играют люди на акустической гитаре

Автор – Сергей Смоляков, московский учитель гитары


Содержание


"Школа игры" и "Аккомпанемент" - эти собирательные названия характеризуют основные направления в сфере обучения игре на гитаре

Красивая эффектная гитара волнует взор и щемит сердце, но хорошо бы представлять, что и как на ней можно играть, насколько логичен и последователен соответствующий учебный процесс.
На прилавках нотных магазинов гитарная литература присутствует в изрядных количествах. Это естественно, потому что гитара - самый популярный музыкальный инструмент. Даже непродолжительное знакомство с учебными пособиями позволяет сделать вывод о преобладании двух направлений: "Школа игры" и "Аккомпанемент". Школы игры дополняются многочисленными сборниками пьес в суровом для начинающего нотном формате. Пособия по аккомпанементу, в свою очередь, поддерживаются самыми разными сборниками песен с аккордами.
Объявления частных преподавателей, предлагающих услуги по обучению игре на гитаре, подтверждают сделанный выше вывод. Обучают в основном игре в классическом стиле, просто игре или аккомпанементу к популярным песням, романсам и т. д. Другие предложения, например: обучение в стиле фламенко, в джазовом стиле или игра на гитаре в стиле блюз - встречаются гораздо реже. Гитарные ресурсы Интернет более разнообразны, но выделяются два указанных направления, причём, особенно мощно представлено направление песенное - слова плюс аккорды.
Напомним, что мы ведём речь об игре на гитаре на «логичном и рациональном уровне», которого одним махом не достичь, поэтому на данном этапе наша главная задача - получить ясное представление о сути школ игры на гитаре и пособий по аккомпанементу.

"Школа игры" - исполнение разнообразной музыки, которая не предполагает пения

Солиднее и внушительнее других смотрятся в нотном магазине различные школы и самоучители игры на шестиструнной гитаре. Гитара, как правило, предполагается классическая, хотя авторы не всегда об этом прямо говорят, потому что самоучители часто содержат музыку самых разных жанров и стилей. Школа игры на классической гитаре развивается и совершенствуется в мировом масштабе уже более двухсот лет, а корни её уходят ещё глубже, в века. Гитаристы разных стран и народов вносили и вносят в неё свой вклад и в смысле музыки, и в смысле техники игры. В результате накоплен богатейший музыкальный материал и разработана рациональная техническая база (принципы работы рук). Система профессионального обучения имеет вполне логичный характер.
Школы игры рассматривают гитару как многоголосный инструмент, на котором исполняется самодостаточная музыка, то есть музыка, не предполагающая одновременного пения, аналогично игре на фортепьяно, баяне и т. п. Разработанная пальцевая техника правой руки позволяет исполнять гитаристу одновременно и мелодию, и сопровождающие её голоса: бас и средние аккордовые голоса. Разумеется, многоголосные возможности гитары не столь широки, как у фортепьяно, но весьма значительны для выразительного исполнения музыки разных жанров, стилей и направлений. В западной гитарной литературе подобный режим игры называется "игрой соло" или "сольной игрой", в отличие от игры, аккомпанирующей пению, о которой подробно поговорим дальше.
Рассказывая выше о классической гитаре, мы отметили, что в России она стала активно распространяться лишь с 60-70х годов двадцатого века. Но за этот сравнительно небольшой период у нас в определённой мере сформировалась школа игры на классической гитаре: налицо учителя, методики, пособия. Поэтому в наших музыкальных школах и училищах преподают, главным образом, классическую школу, обогащённую собственным музыкальным материалом, методическими и техническими изысканиями. Наибольшей популярностью у любителей гитары пользуются школы игры российских авторов, что обусловлено знакомым музыкальным материалом: романсы, песни, танцы.
Многих любителей гитары весьма настораживает прилагательное "классическая" в отношении гитары. Им представляется, что на классической гитаре играют исключительно скучную и непонятную классику. Это совсем не так. На классической гитаре весьма успешно можно исполнять и классику, и народные песни, и популярную музыку, и рок-музыку, и джазовые пьесы и т. д. Разумеется, классическая гитара обладает вполне определённым звучанием и музыкально-техническими возможностями, поэтому не всякая музыка звучит на ней естественно и убедительно, но это утверждение относится к любому музыкальному инструменту. На трубе, допустим, тоже не всё отлично звучит, но есть музыка, которую только труба может по-настоящему исполнить. В нотных магазинах школы игры на гитаре дополняются многочисленными сборниками пьес. Сами пьесы, большей частью, незнакомы широкой публике, но можно найти и немало очень популярных вещей в самых разных стилях: "Мурка", "Yesterday" - The Beatles, "Клён ты мой опавший" - романс, "Nothing Else Matters" - Metallica, "Цыганочка"- танец, "Полонез" - М. Огинский и т. п.
Даже невооруженному музыкальными знаниями глазу видно, что школы игры базируются на стандартной нотной записи музыки, то есть на нотном письме. Отметим, что стандартная нотная запись - это весьма точная в практическом смысле система, владея которой, гитарист не обременяет себя необходимостью домысливания и доделывания исполняемой музыки. Чего никак не скажешь о применяемой в песенном гитарном деле системе аккордовых обозначений, о которой мы ещё подробно поговорим. В школах игры и в сопровождающих их дополнительных сборниках мы имеем дело с полностью готовой для исполнения гитарной музыкой, сработанной, как правило, большими мастерами или просто классиками, "тягаться" с которыми в смысле создания гитарной музыки нет ни нужды, ни смысла, с готовым бы справиться.
Итак, «Школа игры на гитаре» в обобщённом смысле нацелена на многогранную и развитую сольную игру, которая позволяет красиво и убедительно исполнять музыку самых разных жанров и стилей. Главные учебные задачи школы игры – последовательное овладение техническими приёмами и освоение нотной грамоты. Учиться сольной игре на гитаре можно самостоятельно или под руководством учителя, о чём мы подробнее поговорим в последующих главах данной части.
В практическом плане сольной игре на гитаре посвящена отдельная часть нашего сайта:

Солнце Акустической Гитары. Часть 3. Наиболее популярная музыка для игры соло

Здесь вы найдете дополнительную информацию об игре соло и, конечно, саму музыку, оформленную в подробном и чётком табулатурном формате, снабжённую звуковыми файлами и рекомендациями гитаристу.

"Аккомпанемент" - игра на гитаре сопровождает пение

Вот и дошла очередь до аккомпанемента, которому желают учиться многие начинающие любители гитары, полагая, что это проще и интереснее, но практически не представляют, в чём его суть.
Музыкальная литература определяет аккомпанемент как "музыкальное сопровождение сольной партии". Если под "сольной партией" понимать просто пение мелодии какой-либо песни, то аккомпанемент - это гитарное сопровождение пения. Другая "сольная партия" менее вероятна, но в принципе возможна. Сольную партию может исполнять и другой гитарист, и клавишник на синтезаторе, и даже компьютер, а вы имеете возможность радостно аккомпанировать ей на своей гитаре.
Книжные учебные пособия по аккомпанементу выглядят не столь внушительно, как "Школы игры", но подкупают неискушенных тем, что содержат милые, и не очень, сердцу песни. И ещё одна радость - нет такого "засилья нот", как в "Школах игры", а используются некие аккордовые обозначения: Am, Dm, E ..., которые голова, похоже, способна осилить. Учебные пособия по аккомпанементу дополняют многочисленные сборники песен с аккордами - от блатных до тяжелороковых, практически на любой вкус. Богаты в этом плане и ресурсы Интернет, сайты песен с аккордами многочисленны и весьма популярны. Можно отыскать практически любую песню, но с качеством и полнотой представления надо разбираться самостоятельно. Отметим, что мы ведём речь об аккомпанементе в его популярном варианте, ориентированном на самые широкие гитарные массы. Вы можете найти в нотном магазине, например, пособие, посвящённое аккомпанементу в джазовом стиле, но на широкие массы оно явно не рассчитано.
История популярного гитарного аккомпанемента в России берёт начало всего лишь с 60-х годов двадцатого века. Ураганная мировая популярность гитарного рока в те годы вдохновляла массы поклонников на собственное пение под гитару головокружительных хитов. В России рок власти не жаловали, но у нас сформировалось своё гитарно-песенное движение - авторская или бардовская песня, которая имела и имеет немалую популярность в народе.
Школа классической гитары рассматривает аккомпанемент просто как свою незначительную составную часть, не выделяя его в отдельное направление. Аккомпанемент, как и другая гитарная музыка, просто записывается нотами композитором или аранжировщиком, а дело гитариста этот аккомпанемент исполнить, как написано, без домысливания и сочинительства. Аналогично делается аккомпанемент для исполнения на фортепьяно и других подходящих инструментах.
Песня в полноценном нотном формате содержит полную запись мелодии и гитарного аккомпанемента. Проставляемые нередко в подобных нотах аккордовые обозначения с грифовыми сетками не являются обязательными для этого формата, они носят вспомогательный характер, так как вся музыка уже содержится в нотах. В этом заключается суть нотного формата, который с вполне достаточной для практики точностью описывает на бумаге музыку, которую надо исполнить, и не требует от исполнителя напряжения творческих сил по поводу её домысливания. Гитарист, умеющий читать ноты, сыграет и споёт песню так, как написано, причём, совершенно необязательно, чтобы он что-нибудь знал о ней до того. Таким образом, игра по нотам напоминает чтение по бумажке стихотворения, с проставленными в каждом слове ударениями, знаками интонации и дополнительными техническими указаниями. Всё дело в том, что стихотворение это написано на нотном языке.
Всё бы ничего для любителей пения под гитару, но нотное письмо - довольно сложная система для массового применения. А музыку надо как-то на бумаге записывать, чтобы сообщить о ней гитаристу, не может же он всё сам придумывать. Выход подсказал сам аккомпанемент, который особенно не требовал разнообразия и изысканности, а просто просил чёткого ритма. В результате запись аккомпанемента для исполнения на гитаре свели просто к аккордовым обозначениям, которые проставляются над словами песни. Подобная запись песни на бумаге называется форматом "Слова и Аккорды". Разумеется, применяется и стандартный нотный формат, который гораздо полнее и определённее, но менее доступен.
Начинающие гитаристы часто понятия не имеют о том, что исполнение песни по аккордовым обозначениям - это настоящий творческий процесс. Само собой, вы должны точно знать мелодию песни и уметь её спеть чётко по ритму сначала без гитары, потому что с ней будет куда труднее. Простого знания песни в роли слушателя: что-то помним, но больше не помним - явно недостаточно. Без чёткого представления мелодии и характера песни исполнение аккомпанемента сводится к гаданию на "кофейной гуще": то ли так надо играть, то ли не так? К тому же, вам необходимо принять самостоятельное решение о том, что должна "бить" ваша правая рука: румбу, свинг, а может, польку или что-то ещё? И это ещё не всё. Разобравшись с задачей для правой руки, надо играть сам аккомпанемент, увязывая точно и строго на слух аккорды с мелодией. Таким образом, исполнение аккомпанемента по аккордовым обозначениям напоминает чтение по памяти стихотворения, в которое необходимо вносить логичные дополнения собственного сочинения, и всё это надо самостоятельно увязывать. Простота аккомпанемента весьма обманчива и оправдывается лишь его ритмическим однообразием, которое во многих случаях вполне приемлемо, потому что суть песни в мелодии, которую надо петь.
Практически исполнение песни по формату "Слова и Аккорды" часто сводится к следующему. Гитарист буквально "отбивает" некую постоянно повторяющуюся ритмическую фигуру правой рукой, а левой рукой меняет аккорды, как указано в бумажке. Если играющий может ещё и петь – это просто отлично, хотя многих любителей песен устраивает только одна такая игра, называемая -  "я песню играю".

Захватывающий детектив - гитарные пособия и многострадальный "нотный вопрос"!

Нетрудно догадаться, что не ко всем песням подходит однообразный аккомпанемент, исполняемый боем. Многие песни требуют от аккомпанемента большего разнообразия. К тому же, в аккомпанементе часто встречаются части, которые надо исполнять в режиме искусной сольной игры на гитаре: вступления, проигрыши, соло, заключения (коды). Одними аккордами сольную игру не запишешь. Нотное письмо, конечно, с этим справится, но оно, родимое, явно не для всех. Что же придумать? Американские гитарные рационализаторы-изобретатели, как всегда, нашли определённый выход, предложив использовать более доступную, нежели стандартная нотная, табулатурную систему записи музыки на бумаге. Причём, это не мешает им применять одновременно и нотную систему, и систему аккордовых обозначений, и табулатуру.
Подробнее о сути и деталях табулатурной записи вы можете узнать в следующей статье, размещенной на нашем сайте:

Оптимизированный табулатурный формат - Информативная Табулатура

Отечественные авторы пособий по аккомпанементу табулатуру практически не используют, делая упор на аккордовые обозначения в смысле их количества. Возможности аккордов очень ограничены, а записывать интересный и развитый аккомпанемент необходимо подробно, поэтому особым вниманием у некоторых наших авторов пособий по популярному аккомпанементу пользуется "нотный вопрос".
Думаю, мне не надо вас убеждать в том, что большинство любителей аккомпанемента в нотах не разбирается и не горит желанием их осваивать. Многие начинающие гитаристы просто как огня нот боятся и слёзно просят, чтобы их учили "без нот", полагая, что ноты - это просто тяжёлое, но малополезное препятствие со стороны шибко учёных учителей. Естественно, находятся и не шибко учёные учителя, которые откликаются на подобные мольбы о безнотном обучении игре на гитаре. На прилавках нотных магазинов можно найти немало пособий по аккомпанементу, авторы которых сулят, что владеют "безнотным методом", обучают «без нот» или «без использования нотных знаков» и т. д.
Жутко интересно! Берём в руки одно из таких изданий. Книга довольно объёмная, автор солидный, с приличным количеством изданных песенных сборников и гитарных пособий. На обложке написано: О. Фридом, "Самоучитель аккомпанемента...", "Без изучения нотной грамоты". Листаем книгу, сплошь усеянную самым обычным нотным письмом. Посмотрев внимательнее, находим немало уроков по многим вопросам нотной грамоты, правда, сведений о некоторых основных нотных понятиях не находим. В общем, книга неплохая, в ней немало полезной и качественной информации, но для тех, кто… уверенно играет по нотам! Может быть, я чего-то не понимаю в "современной методике обучения", которую предлагает автор, но "безнотный метод с нотным письмом" всё равно, что "бесплатно, но за деньги", а это всего лишь рекламный трюк, и не надо уточнять, какого уровня.
Несколько более замысловато поступают другие, также весьма солидные авторы: Д. Парнес, С. Оськина – кандидаты наук. Я имею в виду их в общем интересную и полезную книгу "На гитаре - по слуху". На обложке, опять же, красуется магическая фраза: "Вы научитесь играть без нот..."  На первый взгляд, в книге действительно нет нот. Но если присмотреться внимательнее, то обнаруживается весьма оригинальная вещь: ноты, оказывается, закодированы цифрами! То есть: ноте До соответствует цифра "1", ноте Ре - цифра "2" и так далее. Естественно, читателю предлагается и расположение этих цифр-нот на грифе, которое необходимо запоминать, как и в случае игры по обычным нотам. Вот так: играем по цифрам, как по нотам, но…опять без нот. Или я опять чего-то не понимаю?
Нет, нельзя это «крайне загадочное нотное дело» оставить без усиленного надзора. Проведём небольшое расследование. Итак, берем в руки стандартный школьный словарик музыкальных терминов и смотрим. НОТА - слово латинское, в буквальном переводе просто означает "письменный знак". Аналогично тому, как определённая буква на бумаге соответствует определённому звуку речи, определённая нота соответствует закреплённому за ней музыкальному звуку или нескольким звукам. Люди долго думали над тем, каким образом ясно и определённо записывать музыку на бумаге. В конце концов, изобрели весьма точную и толковую систему записи и назвали её "стандартной нотацией" или "нотным письмом", и пользуются ей уже практически без изменений не одну сотню лет. Разумеется, для записи музыки на бумаге может применяться не только стандартная нотация, как, скажем, запись речи может выполняться не только буквами, но и иероглифами, шпионскими шифровками, наскальными рисунками и т. п. Принцип записи музыки на бумаге в общем понимании определяется просто термином «нотация» - некая система письменных знаков для записи музыки. Прилагательное «стандартная» указывает на вполне определённую систему записи: линейки нотного стана, знаки-овалы на них и т. д.
Таким образом, любая запись музыки на бумаге есть нотация, а всякие используемые при этом письменные знаки есть ноты. Какими бы буквами, цифрами, крюками или закорючками не записывалась музыка – всё это ноты. Значит, в принципе не может быть книги "без нот", если в ней каким-то образом записана сама музыка. Другими словами, без нот – значит без какой-либо бумаги, и, наоборот, любая музыкальная бумага – ноты. Вопрос лишь в том, чем одна нотация отличается от другой. Ничего универсальнее, полнее и определённее, нежели стандартная нотация, люди пока не изобрели. Система аккордовых обозначений, применяемая для записи аккомпанемента, есть просто аккордовый вариант нотации, который существенно уступает по информативности нотации стандартной. Если гитарист играет, допустим, аккорд Am в песне и не ведает, что исполняет зашифрованные в аккордовом обозначении ноты ЛЯ – ДО – МИ, сами ноты никуда при этом не исчезают. Вот так.
На мой взгляд, попытка выделить популярный гитарный аккомпанемент в отдельное самостоятельное направление пока стройной логичной системы не имеет. Конечно, есть полезные пособия, но они реально доступны людям уже в музыке опытным или просто весьма способным. Человеку со средними способностями, даже под руководством учителя, освоить этот материал нелегко, хотя внешне игра боем по аккордам кажется несложной. В результате всё обучение аккомпанементу часто сводится к весьма напряженному показыванию и разучиванию нескольких песен. Тем учащийся и остаётся богат на всю оставшуюся жизнь, если ничего нового не изобретёт и старого не забудет.
С другой стороны, подход к аккомпанементу на принципах классической школы - основательная техника плюс музыкальная грамота, на мой взгляд, логичен, рационален и даже более доступен, хотя внешне этот путь кажется весьма суровым. Наглядный пример подобного подхода – вполне логичная и совершенная школа джазового аккомпанемента. Настоящие джазовые гитаристы без проблем играют и по нотам, и по аккордам, весьма сильны и оригинальны в музыкальной теории, что позволяет им не только чётко исполнять готовую музыку, но и толково её дополнять, обрабатывать и сочинять.
Учиться аккомпанементу можно самостоятельно или под руководством учителя, о чём мы подробнее поговорим в последующих главах данной части.
Конкретным вопросам и проблемам аккомпанемента посвящена отдельная часть нашего сайта:

Солнце Акустической Гитары. Часть 2. Рассекреченные материалы по гитарному аккомпанементу

Здесь вы найдете дополнительную и в своём роде уникальную информацию о гитарном аккомпанементе.

Copyright © 2003 Сергей Смоляков
Все комментарии по содержанию шлите на адрес - sergsmol@mtu-net.ru
Сайт создан в системе uCoz